Pro-Ject

Pro-Ject

На протяжении многих лет компания Pro-Ject, является одним из лидеров на рынке виниловых проигрывателей, каждый из которых ежегодно получает многочисленные награды ведущих европейских изданий. Идея создания и сама компания Pro-Ject родились совершенно случайно. Хайнц Лихтенеггер - основатель компании Pro-Ject, с 1985 года лично занимался распространением High End-а в Австрии и являлся одним из ведущих дистрибьюторов High End техники на рынке. Его особым пристрастием всегда были и остаются аналоговые проигрыватели (LP-проигрыватели).

Подробнее о бренде Pro-JectОбзоры товаров под маркой Pro-Ject (70)Официальный сайт Pro-Ject
www.project-audio.com
Аудиомания — авторизованный дилер Pro-Ject

Тест проигрывателя винила Pro-Ject X1: равновесие во всем

Эта модель — одна из новинок, пополнивших в этом году X-линейку производителя, куда входят хорошо известные модели PerspeX и Xtension Evolution. Вообще, новых «иксов» два: младший X1 и старший X2. У них схожая конструкция, и можно сказать, что второй — логичное продолжение первого. Знакомство же начнем с младшей модели X1 — как более доступной и, очевидно, массовой.

Сохранить и прочитать потом —       

Перед нами вполне узнаваемый Pro-Ject. И не только за счет фирменных тонармов, скорее — в силу совокупности мелких деталей, собирающихся в общий «проджектовский» образ. Однако понятно, что имеются и новшества.

Сам производитель считает X-модели некой вехой и отсылкой к своей первой вертушке Pro-Ject 1, выпущенной в 1991 году и послужившей компании хорошим стартом. К тому же, «иксы» записывают чуть ли не в бюджетный High-End. Оспаривать формулировку не стану, пусть и звучит она странно. Воспримем это скорее следующим образом: «все получилось ну очень хорошо — тем более за такую цену».

Проигрыватель винила Pro-Ject X1

Вертушка идеально вписывается в параметры классического проигрывателя. Чистая механика, никакой встроенной электроники вроде фонокорректора или чего-то цифрового, традиционный дизайн, все необходимые настройки в наличии. И головки в комплекте нет — свобода выбора остается за будущим владельцем. В сборке и настройке нет ничего сложного — все достаточно удобно и понятно. Необходимые базовые инструменты и подробная инструкция идут в комплекте.

Семь килограмм механики

Стол проигрывателя изготовлен из цельного куска МДФ — при этом производитель говорит о некоем новом варианте материала. Скорее всего, дело в плотности: в итоге, небольшой по сути проигрыватель весит 7 кг. Обычно вертушки подобных размеров несколько легче. Корпус может быть отделан либо шпоном ореха, либо черным или белым рояльным лаком — при этом заявлено восьмислойное лаковое покрытие. В принципе, лак весьма неплох — и на вид, и на ощупь.


Переделанная ножка-опора из металла и резины

Ножки проигрывателя обновили, но принцип остался тот же — эластичный материал, запрессованный между металлическими деталями. Развязывает неплохо. Регулировка по высоте есть. Нижняя поверхность оклеена фетром: дополнительных проставок не потребуется — поверхность полки эти ножки не повредят.

Привод у проигрывателя пассиковый, но с особенностями. Сам мотор с виду тот же, но корпус и развязка изменены. Что интересно — винты, которые можно принять за транспортировочные, нигде таковыми не названы, и упоминаний о необходимости их выкручивать я не нашел. Но открутил, точнее ослабил — и мне показалось, что это более правильный вариант. Хотя в любом случае, мотор действительно тихий и неплохо задемпфированный. А потом, когда тест уже был готов, пришло разъяснение от производителя, что винты это уже больше не транспортировочные, убирать их не нужно, и все правильно, что в инструкции про эти винты ничего не сказано. Но так же и пояснялось, что слегка ослабить не возбраняется, и сравнить на слух.


Pro-Ject X1 — вид снизу

Необычно выполнен шкив. На него можно установить штатный плоский пассик или второй пассик из комплекта (круглый). Для каждого из них своя окружность. Дело в том, что круглый пассик и другая ответная поверхность для него предназначены для получения скорости в 78 оборотов в минуту.

В принципе, эта функция кажется несколько избыточной — ведь сменных шеллов под разные головки нет. Но если кому-то нужна будет специфическая конфигурация под старые пластинки и шеллак, то как вариант — можно менять иглы на ММ-головках Ortofon 2M 78 и 2M MONO, используя одну предустановленную головку. С другими головками все еще менее очевидно, хотя если кто-то решит применить аппарат именно для 78-оборотного шеллака, то сделать это легко и просто.


Диск у Pro-Ject X1 из матированного акрила. Все-таки этот материал — одна из интереснейших находок современных производителей вертушек

Питание у мотора кварцованное, подстроек скорости не предусмотрено — только переключение двумя кнопками. К кнопкам прибавлена весьма яркая сине-голубая индикация. Индикация не только указывает выбранную скорость, но и показывает, когда мотор эту скорость набрал. Когда вы не пользуйтесь вертушкой, просто выключите ее — слева на нижней поверхности стола предусмотрен самый обычный выключатель.

Стакан подшипника диска с виду не крупный, но, рассматривая конструкцию с обратной стороны, можно заметить, что крепление и корпус более массивны, чем кажется сверху. Конструкция неинвертированная, обслуживаемая. Хотя кроме смены масла раз в несколько лет здесь ничего и не потребуется.


А вот субдиск можно было бы сделать и металлическим

Стальной шкив вмонтирован в пластиковый субдиск — подобное решение уже давно знакомо и применяется производителем в ряде моделей. Основной диск, изготовленный из акрила, устанавливается сверху на субдиск. Вес акрилового диска — 1,5 кг. Не очень много, но уже и не мало — довольно среднее значение, которое можно найти и у других производителей с моделями подороже. В комплекте идет штатный фетровый мат, а использовать его или нет — это остается на усмотрение владельца. Стоит только помнить, что в зависимости от этого элемента нужно будет скорректировать тонарм по высоте.

Тонарм тоже новый, по виду и конструктиву он похож на 9cc Evolution, но все же другой — покороче (8,6 дюйма) и попроще в деталях. Что тут важно — есть регулировка азимута. Можно ослабить фиксирующий винт, расположенный рядом с поворотным узлом, и слегка повернуть всю трубку целиком. Высота, прижим, антискейтинг — здесь каких-то особенных вопросов нет. Прижим до 3 грамм, допустимый вес головок от 7 до 10 грамм.


Стакан подшипника только снаружи выглядит небольшим — на самом деле, конструкция крупнее


Мотор с двойным шкивом под два разных пассика — плоский, использующийся для скоростей 33,3 и 45 оборотов, и круглый для 78-й скорости. Винты выглядят как транспортировочные, но производитель о них ничего не пишет

Теперь головка. В ряде стран этот проигрыватель продается с предустановленой ММ-головкой Pro-Ject Pick IT S2 MM, сделанной на основе Ortofon 2M. У нас же продается версия без головки, что в моем понимании даже лучше — больше свободы выбора. На тест демо-образец приехал с Ortofon 2M Blue, что видится вполне логичным выбором. Но варианты есть, тут можно подбирать по своему вкусу — в том числе и среди MC-головок.

Из приятных и важных мелочей: в комплекте к проигрывателю идет фонокабель Pro-Ject Connect it E — даже при первом сравнении он показался мне куда лучше, чем базовая для многих других проигрывателей черная пластиковая «лапша».

Частично аппарат уже был настроен, хотя я все перепроверил, убедился в корректной работоспособности тонарма, а дальше — осталось только слушать.

Спокойствие в масштабе

Для начала поставил пластинку Bill Evans, Eddie Gomez «Intuition». Звук светлый, в меру яркий и более динамичный, чем я ожидал. Хотя динамика не грубая — просто есть некая легкоподвижность, которую у аппаратов этого класса встретить не так уж просто. Кроме того, сразу заметна приличная разборчивость в средне-верхнем диапазоне, которая сама по себе оказалась тоже выше ожидаемой с учетом установленной головки.

Бас я не буду оценивать по этой пластинке — его там не много, но тот, что есть, не выпадает из общей картины. Сам по себе он тоже быстрый, подвижный, умеренно-наполненный и точно не раздутый. Что интересно — серия 2M у Ортофона в принципе достаточно яркая по подаче, да и Pro-Ject скорее известен светлым звуком, но в данном сочетании все получилось более сбалансированно, чем можно было бы предвидеть.


Два штатных пассика. Для 78-й скорости пассик толще и жестче

Характер звука в целом — эмоционально переливчатый, но не перенасыщенный. Я бы даже сказал, что все несколько спокойнее, чем у средних моделей производителя. Слушать интересно — и выраженной окраски я не заметил. Динамика ровная, спокойная, но не затянутая, без явных пассиковых артефактов.

Детальность тоже лучше ожидаемой. Хотя эту формулировку я уже использовал несколько раз, но ничего иного на ум не приходит — пока что проигрыватель радует и показывает себя с хорошей стороны.


Переключатель скоростей

Следующий диск — Pink Floyd «Meddle». Звучание правдоподобное по масштабу и по атмосфере. Чуть воздушнее и легче привычного, но при этом и детально, и динамично, и достаточно честно в плане тембральной подачи. Вот здесь уже можно уделить внимание басу — он не очень силовой, но не простецкий и не выпадающий из общей картины. Серединка детальная, открытая, чуть проще, чем надо, но с поправкой на головку — очень неплохо.

Верхов много, но без перебора и с неплохим разнообразием. Присутствует некоторая общая жизнерадостность подачи, но она не перекрывает нужную атмосферу и не вносит ощущения дискомфорта — в звуке нет назойливости. А вот некоторая живость и увлекательность даже подчеркнуты, хотя к переиначиванию эмоционального посыла самой музыки это не приводит.

Ритм проигрыватель держит весьма и весьма неплохо — для этой записи хватает. Детальности тоже — бывает и больше, но, учитывая бюджетность проигрывателя и головки, результат вполне положительный. Сцена получается большой, склонности мельчить я не заметил. Образы телесны: и разделение неплохое, и воздух присутствует.


Поворотный узел тонарма у Pro-Ject X1 совершенно узнаваем

Потом послушал саундтрек к японскому мультфильму «Навсикая из Долины ветров» — мало ли у какого слушателя окажется такой аппарат. Между прочим, неплохо. Пластинка не в самом идеальном состоянии, да и помыть я ее еще не успел, но никаких сильно выделяющихся артефактов не заметно.

Запись странноватая: баса мало, верха много, есть некий налет синтетики — и все это хорошо слышно. Но при этом очень здорово передается и сама атмосфера музыки. И не всегда понятно почему — ведь супердетальности здесь нет, а звук кажется живым, увлекательным и полновесным. По крайней мере, затруднением для проигрывателя эта пластинка точно не стала.


Шелл несъемный — это продолжение трубки из алюминия и углеволокна

Теперь можно попробовать более сложный материал — Toshinori Kondo, Eraldo Bernocchi, Bill Laswell «Charged». Здесь очень плотный и насыщенный звук, но в целом проигрыватель справился — получились достаточно глубокие басы и звук в целом. Атака чуть сглаженная, хотя вялости нет и в помине. Детали несколько упрощены (особенно, на сложных фрагментах), но никакой каши.

Тут я сделал небольшое отступление и поставил другую головку — Lyra Delos. Никто в здравом уме не стал бы так делать, но в рамках теста можно — головка стоит почти как два проигрывателя, но ничего попроще и при этом более или менее подходящего по параметрам у меня под рукой не оказалось. Что сказать: совершенно другой уровень детальности и разборчивости. Пусть даже головка не раскрылась в полной мере так, как могла бы, но все же звучала сильно увереннее, чем можно было предположить. Это плюс проигрывателю.

Вроде бы X1 похож на прежние модели: многие узлы знакомы и встречаются в разных аппаратах как у Pro-Ject, так и у Music hall, для которых Pro-Ject их делает. Но вот то, как работает сочетание всех качеств именно в этом аппарате, получилось вполне удачным.


Штатный фонокабель

Вернул на место Ortofon 2M Blue и дослушал последнюю пластинку в тесте — исполнение «Carmina Burana» Карла Орфа. Я не услышал здесь тихих звуков и глубины во всей полноте желаемой детальности, но в целом все правильно — достаточно ровный частотный диапазон, неплохая основательность. И большая прилично раскладывающаяся сцена — есть и ширина, и глубина, и многоплановость. Сложные насыщенные фрагменты эта головка не вытягивает, как нужно, а вот с тихими звуками и воздухом результат уверенный — звук не съедается и не слишком обедняется.

Выводы

Очень приятный проигрыватель с цельной и сбалансированной подачей. У аппаратов повзрослее, конечно, будет прибавка по детальности, точности сцены и динамике. Но в данном случае все не только очень хорошо для своего класса — и характер звучания, и все черты как бы пропорциональны и находятся в равновесии. Аппарат жанрово универсальный, не скучный и не склонный к упрощению.

И что отдельно порадовало — у него более ровная подача, в ней меньше некой радостной бравурности, которую я часто замечал за проигрывателями Pro-Ject. Вертушка как бы повзрослела, стала вдумчивой и обстоятельной. При этом в ней отчетливо прослеживается некий базис фирменного звучания.


Крышка съемная. Фетровый мат я бы заменил, но это вопрос вкуса

Что касается конструкции, есть небольшие несуразности. Например, я точно предпочел бы увидеть не отдельно реализованную 78-ю скорость, а, к примеру, металлический субдиск. Но это только умозрительные рассуждения: на деле же логичнее оценивать звук целиком, во всех проявлениях, а с этим здесь все весьма неплохо. Повторюсь: как минимум, лучше ожидаемого.

Кстати, раз уж проигрыватель продается без предустановленной головки, я бы в первую очередь рассматривал варианты MC — очевидно, что здесь можно запросто перешагнуть планку бюджетных ММ.

Музыкальный материал

Bill Evans, Eddie Gomez — Intuition — Fantasy Records F-9475 / Stereo

Carl Orff — Carmina Burana — Gundula Fanowitz, Gerhard Stolze, Dietrich Fischer-Dieskay, Chorus und Orchester der Deutschen Oper Berlin, Eugen Jochum - Deutshe Grammophon SLPM 139362 / Stereo

Pink Floyd — Meddle — Odeon-EMI OP-80375 / Stereo

Toshinori Kondo, Eraldo Bernocchi, Bill Laswell — Charged / Apollo / R&S Records - AMB 9955 / Stereo

久石譲 ‎– はるかな地へ… 風の谷のナウシカ・サウンドトラック盤 / Animage ‎– ANL-1020 / Stereo

Паспортные данные

Проигрыватель винила Pro-Ject X1
Тип привода: пассиковый
Скорости: 33,3, 45 и 78 об/мин. Переключение электронное, механическое для 78 оборотов
Отклонение скорости: 33,3 — 0,30%, 45 — 0,25%
Коэффициент детонации: 33,3 — 0,15%, 45 — 0,13%
Основной диск: акриловый, 1,5 кг
Тонарм: статически-сбалансированный поворотный
Эффективная длина: 218,5 мм
Заход: 18 мм
Эффективная масса: 10 г
Диапазон прижимной силы: 0–3 г
Мотор: постоянного тока
Блок питания: выносной, в виде вилки-адаптера 15 В 0,8 А
Размеры (ШхВхГ): 415x125x335 мм
Вес: 7 кг

Головка звукоснимателя Ortofon 2M Blue
Тип: MМ
Радиус заточки иглы: 8/18 мкм
Иглодержатель: алюминий
Динамическая податливость: 20 мкм/мН
Диапазон прижимной силы: 1,6–6 г
Оптимальная прижимная сила: 1,8 г
Выходное напряжение: 5,5 мВ
Диапазон частот по уровню -3 дБ: 20–25 000 Гц
Разделение каналов: >25 дБ
Разбаланс каналов: <1,5 дБ
Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 47 кОм
Рекомендуемая емкость: 150–300 пФ
Материал корпуса: пластик
Вес: 7,2 г


Оригинальный материал на сайте stereo.ru:
Тест проигрывателя винила Pro-Ject X1: равновесие во всем

Этот обзор прочитали 1 002 раза

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий