Как развивалось домашнее аудио: эра винила

В прошлый раз мы рассказывали, как домашнее аудио становилось массовым — в частности, затронули эпоху радио. Сегодня говорим о виниле — как он пришел в дома людей.

Первые пластинки

В конце XIX века Томас Эдисон представил свой фонограф, где роль звуконосителя играл восковый валик. Запись на него осуществлялась с помощью иглы, присоединенной к мембране-микрофону. Но используемый материал был довольно капризным — легко деформировался, требовал особых условий хранения. Эти особенности негативно сказывались на качестве звучания. Поэтому инженеры начали искать альтернативу. Одну из них предложил немецко-американский изобретатель Эмиль Берлинер.

В 1897 году он получил патент сразу на два устройства: рекордер и граммофон. Первый служил для записи звука на плоский диск из цинка — все так же с помощью рупора и иглы. В последствии этот диск использовали в качестве пресс-формы для производства копий. Их делали сперва из эбонита (вулканизированного каучука), а затем — из шеллака.

Первое время граммофоны устанавливали в клубах, ресторанах и образовательных учреждениях. Однако устройства довольно быстро прижились и в домах меломанов. Ключом к популяризации пластинок стали новые технологии. В 1920 году для записи звука начали использовать электрические микрофоны. Игла, продавливающая дорожки на мастер-диске, тоже контролировалась электроникой.

Все это позволило повысить качество записи и расширить частотный диапазон пластинок. Арсенал устройств воспроизведения пополнился модифицированной версией граммофона — электрофоном. Также на рынке появились проигрыватели, которые делали акцент на низких частотах, и началась работа и над новой акустикой, чтобы извлечь больше преимуществ из электрической звукозаписи.

Переход на винил

Следующий эволюционный этап наступил после Второй мировой войны. Тогда американская компания Columbia Records занялась производством пластинок, изготовленных из специального полимерного материала винилита. Он составляет основу и современных пластинок, хотя за прошедшее время технология производства была значительно усовершенствована.

В 1948 году лейбл выпустил первую долгоиграющую пластинку (LP — long play), получившую массовое распространение. Она имела скорость вращения 33⅓ об/мин и диаметр 12 дюймов.

Следом за Columbia Records на рынок пластинок устремилась другая компания — RCA Victor. Началось противостояние двух фирм, которое сегодня известно как «война скоростей». В 1950-х RCA разработали свой виниловый формат — EP (extended play). Это был 7-дюймовый диск со скоростью 45 об/мин. Спустя несколько лет два формата фактически поделили между собой американский рынок. LP в основном стали использовать для записи музыкальных альбомов, а EP — для синглов.

В СССР первые долгоиграющие грампластинки выходили со скоростями вращения 78 и 33 об/мин. Производство было крупнейшим в мире. Апрелевский завод, предприятие фирмы «Мелодия», в 1970–1980 годах выпускал около ста миллионов пластинок ежегодно. Правда, изготавливались они из так называемого полихлорвинила. В 1990-х объемы выпуска виниловых пластинок по миру значительно уменьшились. На смену им постепенно пришли компактные кассеты и CD.

Что сейчас

Казалось, что пластинки навсегда покинули музыкальную сцену. Однако сегодня индустрия винила переживает то, что критики называют «вторым рождением». Все началось в 2007 году, когда был учрежден так называемый День музыкального магазина. Именно тогда число продаваемых пластинок выросло до 2 млн экземпляров в год и продолжили расти.

В 2019-м продажи винила почти практически перегнали продажи компакт-дисков — впервые за 40 лет. По данным Американской ассоциации звукозаписывающих компаний, за первую половину прошлого года резиденты США потратили на пластинки 224 млн долларов, а на CD — 247 млн.

Эту статью прочитали 4 934 раза
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий