История Hi-Fi. Часть 2: Все для кино

В 30-е локомотивом развития аудиотехнологий стало кино. Хорошо известно, какую роль сыграл кинематограф в преодолении Великой депрессии в США, причем не в экономическом, а в психотерапевтическом плане, позволяя людям хоть ненадолго отвлекаться от проблем. В Европе, разоренной к тому же войной, дела обстояли не лучше, тем не менее, изобретения и/или их освоение бизнесом происходили в основном за океаном – так уж по многим причинам повелось.

Голливудские кинокомпании были вертикально интегрированными и могли контролировать производство на всех этапах – от написания сценариев и подбора актеров до оборудования съемочных павильонов и студий, а также оснащения кинотеатров, сети которых им тоже принадлежали. Это создавало конкуренцию и в то же время избавляло от ограничений, присущих радиовещанию, звукозаписи и потребительским устройствам, для которых уже были прописаны определенные стандарты.

– Коммерческая FM-радиотрансляция. Изобретенная в 20-е годы все тем же Эдвином Армстронгом частотная модуляция радиосигнала обеспечивала более широкий, чем амплитудная, частотный диапазон, лучшие показатели динамики и более низкие помехи и искажения. Владельцы FM-приемников впервые смогли получить опыт прослушивания радиопрограмм с высокой достоверностью звучания.

– Стереофония. Здесь следует упомянуть британского радиоинженера и изобретателя Алана Блюмлейна, предложившего именно ту технологию двухканальной грамзаписи системы 45/45, которая стала сначала европейским, а потом и американским стандартом. Его патент Великобритании №394325, полученный в 1933 году, представлял собой фундаментальную работу по вопросам стереофонической записи на механические и оптические носители (кинопленку), а также воспроизведения звука, включавшую в себя и психоакустические аспекты проблемы. Промышленное производство долгоиграющих стереофонических пластинок стало возможным только в конце 50-х годов; забегая вперед, скажем, что именно с этого события и отсчитывается история истинного Hi-Fi. А в 1940 году компания Walt Disney впервые продемонстрировала полнометражный мультфильм с многоканальным саундтреком «Фантазия».

– Теоретические работы по электроакустике, прикладные исследования и моделирование микрофонов, звукозаписывающих MC-головок, оптических модуляторов для записи саундтреков, звукоснимающих головок, колонок для кинотеатров прямого излучения и использующих рупорное оформление.

– Действующие образцы этих устройств от компаний Western Electric, RCA, Decca, EMI и др., которые применялись для записи и трансляции радиопрограмм.

– На смену триодам прямого накала пришли лампы с косвенным, начиная с модели «27» от RCA, что сняло необходимость использования источников постоянного тока, чаще всего аккумуляторов. Это открыло дорогу радиоприемникам с обычным питанием от сети.

Даже задача согласования по времени или временного выравнивания динамических головок у колонок впервые возникла и была решена по требованию кинорежиссера, которому не хватило реалистичности исполнения чечетки. Также двухусилительная схема подключения для снижения помех и увеличения динамического диапазона была применена в кинотеатрах и топовых радиоприемниках того десятилетия.

Можно сказать, что в 30-х годах прошлого века были заложены основы классического Hi-Fi, расцвет которого, по мнению многих, пришелся на 50-е и 60-е. Дальнейшее развитие было скорее процессом консолидации и постепенного распространения технологий из лабораторий ко все большему числу слушателей и по более доступным ценам.

Продолжение следует…

Эту статью прочитали 3 077 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий