Борьба за права или атмосфера паранойи — в мире музыки еще не определились, что выбрать

Сохранить и прочитать потом —       

Сложная эпидемиологическая ситуация и проблемы в экономике — не повод прекращать разбирательства о том, чей именно двухсекундный сэмпл был использован в том или ином треке.

Так считают многие представители индустрии. Кажется, тема плагиата и компенсаций за него волнуют их больше, чем само музыкальное творчество. Обсудим, как все-таки обстоят дела.

Что происходит

Семь с половиной миллионов долларов за проигранную апелляцию — столько пару лет назад попросили выплатить авторов «Blurred Lines» за чрезмерную близость трека с более ранней композицией «Got to Give It Up». Даже технически признанные отличия не помогли пересмотреть это решение — треки подсчитали схожими, а кейс стал одним наиболее заметных в мире музыки за последнее время. Он сформировал своего рода прецедент, когда защитить удалось не столько права на песню или ее часть, а чуть ли не сам музыкальный стиль авторов произведения.

Тогда ответчикам пытались поставить в вину и то, как они высказывались о результатах процесса, а одного из участников со стороны обвинения и вовсе к тому моменту считали главным «коллектором» отступных по копирайту на сэмплы. Хотя последние зачастую были преобразованы до неузнаваемости, как в случае с треком «100 Miles And Runnin’», якобы позаимствовавшим компактный гитарный аккорд из «Get Off Your Ass and Jam».

Сегодня количество подобных дел продолжает увеличиваться, а тонкая грань между нарушением и оригинальным творчеством становится практически прозрачной. Критики вообще говорят, что уже не понимают, могут ли они считать исполнителя действительно популярным, если он пока не поучаствовал ни в одном судебном разбирательстве. Музыканты, в свою очередь, ощущают беспрецедентное давление и уже не могут уделять все свое время и силы на запись треков.

Кто пользуется ситуацией

По мере того, как музыкальную индустрию охватывает чувство паранойи, действительно востребованными становятся специалисты по музыковедению — к ним обращаются, чтобы заранее проанализировать треки на потенциальные заимствования и снизить риск последующих исков. Но есть и те, кому недостаточно такой проверки. В таких случаях авторы идут в страховые компании с полной готовностью выложить от 20 до 250 тыс. долларов [в зависимости от скоринговых показателей, аудитории музыканта и количества произведений для страхования].

Их интересует защита финансовых интересов в случае возникновения судебных дел о нарушениях копирайта плюс — их неблагоприятного исхода. Пока это единичные случаи, но их число стабильно растет, как и разнообразие предложений от страховых компаний.

Глядя на суммы компенсаций, некоторые решают удостовериться, что их права на треки останутся в силе и после того, как истечет срок давности. Кажется, что-то такое пытались предпринять те, кто выложил на YouTube семьдесят пять редких записей Rolling Stones.

Сделать это могли, чтобы композиции не приобрели статус общественного достояния — в ЕС для этого требуется всего лишь пятьдесят лет с момента создания произведения. Но пока сложно сказать, привела ли «спецоперация» к нужному результату. Хотя известно, что в треки, убранные с сайта через пару дней, все-таки добавили артефакты для «защиты» от распространения.

Не все так плохо

Стоит признать, что далеко не все поддаются чувству тревоги и сгребают под себя права на каждый аккорд. Так, Том Лерер, автор и исполнитель известных песен в формате политической сатиры, юмористических треков-предостережений и композиций в научно-популярном ключе, решил самостоятельно сделать свое творчество доступным для общественности.

Пик творчества Тома совпал с максимальным накалом международной обстановки в период «холодной войны». Возможно, поэтому его песни кажутся актуальными и сейчас.

На самом деле, не каждый суд по заимствованиями заканчивается решением в пользу истца. В этом году в США завершилось многолетнее разбирательство вокруг «Stairway to Heaven», а именно вступительной части трека, которую сравнивают с аналогичным участком «Taurus». Верховный суд подтвердил, что в этом случае факт плагиата все-таки не имел место быть.

В мире кино и вовсе часто обходят подобные ситуации с помощью прямых отсылок к оригиналу, но сможем ли мы услышать больше интеллектуальных ходов, решений и находчивых «пасхалок» в новых музыкальных треках — еще предстоит выяснить. Сегодня авторы популярных композиций захватывают внимание аудитории с помощью совсем других приемов.

Эту статью прочитали 410 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий