Новый стандарт телевидения ATSC 3.0: альтернатива потоковым сервисам и 4К-разрешение

Телевизоры с разрешением 4К продаются уже много лет, но слышали ли вы о ТВ-вещании с таким разрешением? О том, что есть спутниковое 4К-вещание и потоковое в Интернете, знают все, а об эфирном — никто. Меж тем оно существует, но никак не может стать массовым. Почему? Давайте разберемся.

Новый стандарт вещания под общим названием ATSC 3.0 впервые был опробован на тестовых трансляциях еще в мае 2015 года, а к концу 2018-го по нему была полностью сформирована документация и утверждены все спецификации. Почему же тогда он до сих пор считается «новым» — и сегодня о нем, как сговорившись, стали вещать западные сайты?

Как ни банально бы это звучало, новую волну обсуждения ATSC 3.0 подняла пандемия — люди стали больше находиться дома и смотреть телевизор. Причем не в нашем, чисто российском понимании, когда имеются в виду всякие ток-шоу, а в самом широком, то есть с просмотром фильмов, сериалов, познавательных, развлекательных и спортивных передач.

То, что это станет золотым временем, вещатели поняли сразу. Стартовали сразу несколько крупнейших потоковых сервисов: от Disney, Apple, HBO Max, а уже раскрученные вроде Netflix постоянно напоминали о себе, то снижая битрейт потока, то обратно повышая его. Вещатели, использующие «традиционные» эфирные стандарты, не могли остаться в стороне и снова заговорили о собственных перспективных возможностях.

Собственно говоря, все они базируются на одном стандарте — упомянутом ATSC 3.0, потому что других, развивающих, например, кабельное вещание или специально предусмотренных для спутников, просто нет.

ATSC 3.0

4К по воздуху

Что же может ATSC 3.0? Передавать непрерывное вещание на телевизоры и мобильные гаджеты с 4К-видео с расширенным динамическим и цветовым диапазоном, а также звуком с качеством вплоть до Dolby Atmos.

Фактически, отличие от существующих потоковых сервисов заключается в том, что ATSC 3.0 дает возможность передавать такой сигнал на телевизоры без наличия широкополосного Интернета, то есть «по воздуху». Хотя совсем без Интернета он не обходится — какая-то связь все же нужна для верификации данных, то есть для подтверждения подписки.

Естественно, передача «по воздуху» — не единственный способ. Новый стандарт предполагает передавать 4К-вещание и через широкополосный Интернет. Собственно, поэтому его потенциально могут принимать и мобильные гаджеты. Но суть для пользователя остается прежней: прежде всего ATSC 3.0 предназначен для потоковой трансляции фильмов и программ с непрерывным эфиром. То есть, упрощая, ATSC 3.0 — это стандарт для классического телевидения, но с современными характеристиками картинки и звука.

Гибридная приставка с возможностью приема эфирного сигнала ATSC 3.0
Гибридная приставка с возможностью приема эфирного сигнала ATSC 3.0

Если для стандарта DVB-T2 максимальное разрешение составляет 1080р60, то с помощью ATSC 3.0 можно передавать UHD-видео с разрешением до 3840х2160 пикселей и частотой до 120 Гц. В качестве кодека сжатия видео, как и в UHD Blu-ray и потоковых сервисах, при этом используется HEVC, однако даже его эффективности явно недостаточно для передачи такого качества видео «по воздуху» с использованием прежних методов. Поэтому методы передачи в сравнении с DVB-T2 были существенно доработаны.

На радиочастотном уровне в стандарте ATSC 3.0 применяются те же принципы модуляции, что и в DVB-T2. В частности, применена та же система COFDM (ортогональное частотное разделение каналов) и помехоустойчивое кодирование LDPС (низкоплотностный код с ключевыми словами), но не с амплитудной, а более сложной неоднородной модуляцией. Это позволяет передавать сигнал с битрейтом до 57 Мбит/сек, что примерно на треть больше, чем в DVB-T2.

Приставка для приема только эфирного сигнала ATSC 3.0. Ее тоже только планируют продавать
Приставка для приема только эфирного сигнала ATSC 3.0. Ее тоже только планируют продавать

Причем в самом помехоустойчивом режиме возможен прием на ручные носимые устройства внутри зданий — правда, скорость передачи в этом режиме составит всего 590 кбит/с. Это стало возможно за счет так называемого энергетического уплотнения при модуляции.

Цифровой сигнал, передаваемый «по воздуху», представляет собой не одну закодированную частоту, а многоярусную структуру из сигналов (так называемых транспортных труб) с разной модуляцией. В ATSC 3.0 они могут отличаться не только смещением по времени и фазе, но и по уровню.

Приемник «ловит» самый мощный из них и вычитает из суммы других, получая высокое соотношение сигнал/шум, а при необходимости — переходит к декодированию сигнала уровнем ниже. Этот принцип используется в сотовой связи — и это не единственное их сходство.

Трансляция пакетов

Видеосигнал в ATSC 3.0 передается так же, как и в DVB-T2/S2 — кадрами. Но не в виде потока MPEG Transport Stream, а в виде контейнера ISO Base Media File Format с большими информационными пакетами, который применяется в IP-среде, то есть в стриминговых сервисах.

И в начале каждого базового кадра, характерного для всех видеокодеков, идет еще один, значительно более «легкий» по битрейту информационный блок под названием Bootstrap (загрузка). Эта часть транслируется в самом помехоустойчивом режиме на частоте 4,5 МГц, а потому может быть передана через другие сети, включая телефонную и Интернет.

Стек (набор) протоколов стандарта. Как видно, в основе несет IP-протоколы
Стек (набор) протоколов стандарта. Как видно, в основе несет IP-протоколы

В частности, она содержит информацию, необходимую для синхронизации приемника и демодуляции базовых кадров. Для простой трансляции видео она избыточна, но зато позволяет при необходимости даже поменять протокол передачи, предоставляя возможность некоторого «апгрейда» стандарта в будущем.

Кроме того, Bootstrap позволяет изощреннее кодировать трансляции и даже включать и принудительно переключать приемник на другие каналы. Создатели настаивают, что эта часть очень важна в плане безопасности, потому что позволяет передавать экстренные сообщения, скажем, о торнадо. Но это скорее лукавство, потому что она дает просто огромные возможности для той же рекламы и прочей монетизации.

Главная причина выбора для ATSC 3.0 стандарта ISO Base Media File Format заключается в его универсальности, позволяющей применять его для трансляций в разных средах, но прежде всего — в Интернет-вещании. В частности, он позволяет передавать в одном потоке видео, сжатое с разным качеством — совсем как у потоковых сервисов. Кроме того, в отличие от MPEG Transport Stream он совместим с вебом: HTML5, CSS и JavaScript включены в перечень поддержки ATSC 3.0.

Да и большинство интерактивных возможностей «телевидения нового поколения», которые рекламируются его создателями, относится именно к вещанию в Интернете. Речь идет о просмотре информации о передаче, фильме или клипе, выборе оптимального разрешения и вещания на мобильные устройства, которые в принципе не будут оснащаться какими-то специфическими приемниками.

Конкурент стримингу

Короче говоря, ATSC 3.0 — это не только стандарт для телевидения, но и прямой конкурент потоковым Интернет-видеосервисам и всей экосистеме Smart TV. При этом нигде в официальных данных стандарта напрямую не говорится о его преимуществе по части дальности действия и устойчивости приема на больших расстояниях. Наоборот, прежде всего идет упор на качество видео, 4К, HDR, расширенные возможности и т.д.

Карта покрытия эфирного вещания в Южной Корее
Карта покрытия эфирного вещания в Южной Корее

Собственно, поэтому внедрение этого нового, очень продвинутого стандарта происходит крайне медленно, а статьи о нем на западных порталах с перечислением успехов, напротив, последнее время выходят все чаще.

Более-менее полноценным образом он внедрен лишь в Южной Корее, где телевизоры с соответствующими приемниками выпускает LG Electronics (они не поставляются на другие рынки), HDMI-приставки для других телевизоров делает корейский институт ETRI, а вещание осуществляет государственное телевидение, развернувшее сеть ретрансляторов к Олимпийским играм 2018 года.

В США, где собственно и был разработан стандарт ATSC 3.0, вещание осуществляется только через Интернет и очень локализовано: в Далласе, Фениксе, Остине, Денвере, Лас-Вегасе, Солт Лейк Сити, Портленде — то есть в довольно крупных городах. Причем в первых трех его запустили еще в 2018 году, а в остальных — только пару месяцев назад.

Карта вещания в США. Специально упрощенная, поскольку реального вещания по всей территории больших штатов нет. «On the air» здесь означает «уже работает», а не эфирную передачу
Карта вещания в США. Специально упрощенная, поскольку реального вещания по всей территории больших штатов нет. «On the air» здесь означает «уже работает», а не эфирную передачу

Все остальные «успехи» — пока что в планах, которые день ото дня становятся все призрачнее. Телевизоры с приемниками нового стандарта так и не стали поставляться в США. ТВ-приставки, анонсированные еще на CES 2020, только планируют начать выпускать в 2021 году. Меж тем кинокомпании и телевещатели не сидят на месте.

Свежий пример: Warner и HBO запустили HBO Max и в связи с не улучшающейся ситуацией с COVID-19 уже начали «давать» премьеры даже многомиллионных блокбастеров в стриминге — еще до их запуска в кинотеатрах. В частности, так уже поступили с «Чудо-женщиной 1984». И, похоже, остальные студии последуют их примеру. А у ATSC 3.0 есть все шансы остаться нишевым стандартом.


Оригинальный материал на сайте stereo.ru:
Новый стандарт телевидения ATSC 3.0: альтернатива потоковым сервисам и 4К-разрешение

Эту статью прочитали 5 157 раз
Статья входит в разделы:Новости мира Hi-Fi

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий