«Лайвстрим в рамках закона»: как соцсети ограничивают использование музыки, и к чему это приводит

Как вы скорее всего успели заметить, проблемы с видеохостингами и запреты на поле социальных медиа становятся все более ощутимыми. Под блокировки попадают не только президенты стран, но и обыкновенные музыканты и стримеры. Последние сталкиваются с такими сложностями гораздо чаще, чем пару-тройку лет назад. Даже сейчас, когда мир живет в режиме «полузакрытого оффлайна», соцсети не предлагают пользователям дополнительные способы заработка на творческой деятельности и публикуемом контенте. Наоборот — они планомерно «закручивают гайки» и вводят новые правила. На этот раз остроту набирают споры вокруг «легализации» фоновой музыки: ряд крупных площадок взялись за регулирование этого аспекта и предложили аудитории собственные библиотеки аудиодорожек в качестве альтернативы.
Обсуждаем ситуацию и рассказываем, как отреагировали контент-мейкеры и их подписчики.



Ретро-телевизор с надписью «TURN OFF TV TURN ON MUSIC», стоящий на уличном столе

Без разбора

Несмотря на то что социальные сети и медийные платформы вкладывают сотни миллионов в развитие «умных» алгоритмов, они до сих пор остаются несовершенными. И речь не только о рекомендательных системах, но и о служебных — тех, что мониторят пользовательские аудио и видеозаписи. Такие «боты» обычно анализируют треки, загружаемые лейблами, а затем выделяют похожие фрагменты в пользовательском контенте — ищут материалы, нарушающие авторские права. Однако спорные моменты в их работе встречаются достаточно часто.

Последнее время с ними сталкиваются исполнители классической музыки. В прошлом году американский ансамбль Camerata Pacifica на страничке в соцсети транслировал «Кегельштатт-Трио» Моцарта. Для музыкантов это был один из немногих способов заработка в условиях карантина. Но трансляцию заблокировали через несколько минут после старта стрима.

Алгоритмы обнаружили там фрагмент, права на который принадлежат студии Naxos of America — хотя творчество Моцарта уже давно считается общественным достоянием [Скорее всего речь идет о сравнении с другим исполнением — коллективом, который как раз и сотрудничает с этим лейблом.] Таких ситуаций много — аналогичным образом заблокировали композитора из Балтимора, играющего в Колумбийском оркестре. В мае прошлого года он стримил сонату Бетховена, но его выступление остановили.

Надпись на кинотеатре «Закрыто на реконструкцию»

По большей части стриминговые сервисы не имеют механизмов, позволяющих оперативно разрешить конфликтную ситуацию. Контент-мейкеры вынуждены обращаться в техподдержку — например, руководитель музыкального коллектива Camerata Pacifica переписывался со специалистами соцсети около шести часов, но иногда этот процесс растягивается на недели.

Однако площадки не торопятся что-то менять и выходить на открытый диалог с аудиторией. Они просто продолжают «закручивать гайки», а к общению их подталкивает только крупный скандал.

Новые правила

В центре одного из таких скандалов оказался стриминговый сервис Twitch. В прошлом году площадка решила ужесточить свою музыкальную политику. По запросу крупных лейблов компания начала удалять клипы с лицензионными композициями (раньше она лишь глушила в них звук). Сервис также потребовал от пользователей самостоятельно скрывать ролики, нарушающие авторские права, но не предоставил соответствующий инструментарий для поиска нарушений.

В то же время представители площадки посоветовали стримерам выключить звук в настройках игр, чтобы предотвратить страйки. Закономерно, контент-мейкеры назвали рекомендацию абсурдной (так как звук является одним из ключевых элементов игрового опыта) и обвинили компанию в перекладывании ответственности на пользователей. В качестве протеста некоторые стримеры стали играть в полной тишине, а другие, наоборот, имитировать звуки голосом.

Геймер играет при помощи консоли и телевизора на открытом воздухе в сумерках

Сейчас Twitch пытается найти решение проблемы. В конце прошлого года компания запустила собственную музыкальную библиотеку Soundtrack с одобренными инди-треками. Среди лейблов-партнеров уже числятся MonsterCat, Chillhop Music, SoundCloud. Но пока сервис критикуют за небольшую библиотеку, невозможность формировать плейлисты и плохой поиск.

Занимаются вопросами несправедливых блокировок и другие социальные сети. В частности, многие компании освежили рекомендации по работе с музыкальным контентом. Представители Facebook советуют не использовать больше количество треков на записи — такой подход сократит число ложных срабатываний системы распознавания контента. В то же время соцсеть предлагает пользователям подбирать музыку для роликов и стримов в библиотеке Sound Collection — там лежат тысячи треков, с которыми можно работать без ограничений.

Еще вариант — обратиться к другим акустическим библиотекам с треками и семплами под лицензией Creative Commons. Работа с такими аудиозаписями позволит избежать проблем с алгоритмами на всех площадках, в том числе на YouTube. О некоторых таких ресурсах мы рассказывали в наших подборках — они доступны в нашем «Мире Hi-Fi»:

Что дальше

В целом можно ожидать, что компании, владеющие соцсетями, продолжат «закручивать гайки» в отношении музыкального контента. В этом направлении их будут подталкивать и регуляторы, постепенно ужесточающие законодательство в сфере пиратства по всему миру.

Под конец 2020 года в США начали обсуждать поправку к Закону об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Если её одобрят в текущем виде, нелицензионное использование музыкального трека в видео может стать уголовным преступлением. Следуя этой логике, площадки смогут ввести еще более жесткие ограничения по контенту в своих правилах.

Эту статью прочитали 3 187 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий