Обзор усилителя Plinius Hautonga / theabsolutesound.com

Название «Hautonga», которое новозеландская компания Plinius дала своему новому интегрированному усилителю, представляет собой соединение двух слов из языка маори, которые вместе означают «сильный чистый ветер» или «глоток свежего воздуха». Это наименование оказалось весьма удачным, поскольку контроль, детальность и сила выступают своего рода координатными осями звучания Hautonga; к ним можно добавить высокую прозрачность, низкие уровни шума и искажений, а также ощущение непосредственности происходящего, приковывающее внимание слушателя. Предваряя свои выводы, скажу, что усилитель представляет собой именно то, чем кажется: это абсолютно современная полупроводниковая конструкция с безупречным поведением, не имеющая ничего общего с ламповыми моделями.



Plinius Hautonga

Но сначала познакомимся поближе с этим аппаратом, который генерирует 200 Вт исключительно надежной и стабильной мощности на канал при нагрузке 8 Ом. Стиль соответствует традиции Plinius последних нескольких лет: толстая алюминиевая передняя панель с закруглениями по бокам, которые смягчают суровый индустриальный облик и, как утверждается, обеспечивают повышенную прочность; впечатляюще массивный, крепкий и тяжелый корпус (слишком глубокий, чтобы его можно было установить на полку – если только она не шире нестандартной, но таких мне не доводилось видеть ни в одном книжном шкафу). Строгость стиля распространяется и на средства управления: на корпусе имеются единственная ручка регулировки громкости и несколько одинаковых кнопок для выбора источников, одна из которых помечена «Phono», другая – «CD», а остальные идентифицируются как просто линейные (Line) и различаются по номерам; плюс светодиодный индикатор (к счастью, с возможностью изменения яркости – штатная слишком велика). Входы на фонокорректор и для CD-проигрывателя, вероятно, будут использоваться чаще всего; но если вы хотите использовать SACD-плеер, внешний ЦАП и какие-либо другие источники, например тюнер или внешний фонокорректор, придется запоминать, какой компонент подсоединен к тому или иному входу. Все подключения оснащены разъемами RCA, за исключением входа для CD-проигрывателя, который при желании можно переключить на XLR; клеммы аудиофильского класса выхода на АС принимают «банановые» штекеры.

На выбор доступны модели в черной и серебристой отделках; первая выглядит очень изящно, но надписи на ней трудно прочитать даже с близкого расстояния. Если для вас это важно, выбирайте серебристый вариант. К усилителю прилагается столь же прочный пульт ДУ, который кажется выточенным из цельного куска алюминия, а по размеру и весу напоминает фонарь Maglite на трех батарейках. (Оба этих устройства, возможно, следует зарегистрировать в полицейском управлении в качестве смертоносного оружия – я не хотел бы уронить эту штуку на босую ногу, хотя в случае вторжения злоумышленника она определенно окажется полезной). При помощи этого пульта можно также управлять CD-проигрывателем Plinius.

Учитывая растущую в последние несколько лет популярность винила, компания оснастила Hautonga контуром фонокорректора, которому можно задать высокий или низкий коэффициент усиления при помощи внутренних перемычек (для этого придется снять верхнюю крышку, что потребует откручивания девяти винтов); входное сопротивление зафиксировано на уровне 47 кОм, и это означает, что ни один известный мне MC-картридж с низким уровнем выходного сигнала не будет согласован корректно (я знаю, что многие аудиофилы предпочитают использовать MC-звукосниматели, несмотря ни на что, но я не отношусь к их числу). Кроме того, здесь не предусмотрен регулятор баланса, что представляется мне ошибкой у любого усилителя, особенно оснащенного фонокорректором (учитывая то, как много картриджей, даже очень дорогих, не могут похвастаться одинаковыми сигналами на каналах – не говоря уже о самих виниловых дисках). Однако у Hautonga есть ряд полезных функций, включая возможность независимого управления секциями предусилителя и усилителя мощности, возможность обхода регуляторов для применения в системах домашнего кинотеатра, а также функции дистанционного отключения звука и изменения громкости. Особенно разумным решением представляется размещение основного выключателя на задней панели, тогда как кнопка на пульте ДУ просто переводит усилитель в режим ожидания, отключая питание схем (тем самым снижая энергопотребление) и поддерживая критически важные элементы под напряжением, чтобы им не требовалось длительного прогрева перед следующим сеансом прослушивания. В документации Plinius мало информации о конструкции Hautonga, но стоит учитывать, что репутация компании базируется на совершенстве ее разработок и завидном каталоге надежных моделей с высоким качеством звучания. Достаточно сказать, что в период проведения обзора устройство работало безупречно и доставило мне бесконечное множество часов истинного музыкального удовольствия.

Я пишу этот обзор всего через три дня после возвращения из Канзас-Сити, где мне довелось услышать великолепное исполнение Четвертой симфонии Брамса в Гельцберг-холле местным симфоническим оркестром. Все еще оставаясь «на волне» этого композитора, я включил запись Бруно Вальтера, выполненную во время его знаменитых осенних сессий в Лос-Анджелесе с Columbia Symphony Orchestra (это оркестр лейбла Columbia, состоящий в основном из музыкантов Лос-Анджелесского филармонического оркестра), на системе из CD/SACD-проигрывателя Marantz 8004, ЦАП Benchmark и колонок Quad 2805. Несмотря на то, что впечатления прошедших выходных все еще в моей голове, воспроизведение записи, как оказывается, очень убедительно имитирует выступление оркестра. А это решающее испытание для любого компонента или аудиотракта. Конечно, она не должна, да и не звучит как конкретное живое исполнение; но дело не в этом – а в том, что домашнее прослушивание в сравнении с концертом не разочаровывает. Отчасти причина в том, что эти лос-анджелесские сессии совершенно великолепны с точки зрения работы со звуком. В частности, струнные, которые так часто в записях Columbia того периода оказываются слишком яркими, здесь восхищают богатством, мягкостью и чарующей прелестью; я практически не слышу намеков на усиление эффекта присутствия, опять же типичного для Columbia тех дней, а басы отличаются удовлетворительной полнотой и отменной сбалансированностью. Музыкальная сцена и визуализация сочетают широту и глубину, не преувеличивая ни того, ни другого; создаваемое впечатление концертного зала весьма аутентично.

С целью сравнения и для того, чтобы посмотреть, как Plinius справится с записью совершенно иного рода, я включил SACD с сюитой Аарона Коупленда Appalachian Spring в исполнении Леонарда Бернстайна, также выпущенный Columbia. Для меня это, безусловно, лучшая за всю историю запись сюиты – но при всей пылкости и лиричности Бернстайна, а также красочности, живости и динамичности оркестра, яркость струнных и медных кажется чрезмерно выпуклой (именно по этой причине я все же предпочитаю предусилители и интегральники, оснащенные темброблоками). Музыкальная сцена очень широкая, даже слегка гипертрофированная – хотя это делает фрагмент с перестрелкой в соседнем треке Billy the Kid еще более захватывающим – зато ее глубина маловата. Тем не менее, благодаря подзвучке при помощи нескольких микрофонов, визуализация – то есть расположение отдельных инструментов, в особенности духовых – восхищает своей точностью. Более подробно об усилителе Hautonga и об этой записи я расскажу далее.

Эти впечатления говорят о том, что тональный баланс Hautonga в целом нейтрален, и он остается таким на протяжении прослушивания десятков записей. Этого и следовало ожидать от современной полупроводниковой конструкции, которая не стремится обладать определенным ярко выраженным характером (например, таковы усилители Sunfire Боба Карвера) – и это заметно по голосам. Например, вокал Эллы Фицджеральд в песне Do Nothing 'Till You Hear from Me демонстрирует безупречное равновесие легкости и богатства, а саксофон Бена Уэбстера – узнаваемо большой, важный и чувственный. Это монофоническая запись – но, несмотря на близость микрофонов к исполнителям, они все равно улавливают изрядную долю «воздуха и атмосферы», особенно когда вступает Уэбстер, и ощущение непосредственности происходящего становится практически осязаемым. Альбом Gloryland группы Anonymous Four с четырьмя похожими друг на друга женскими голосами – это настоящее испытание на проработку середины, но Plinius разделяет их по позициям и тембрам: при желании вы можете легко выбрать любую из певиц и слушать только ее, исключая остальных, но при этом искренне наслаждаться их ансамблем. Кстати, в звучании этой записи есть жизненно важное для музыки и исполнения качество – некоторая холодность, временами даже зябкость: если звук кажется теплым, а тем более – слишком теплым, значит, он воспроизведен неточно. Это свойство на самом деле присуще именно материалу, оно отчасти и делает его таким прекрасным: представьте себе серый день поздней осени в Аппалачах или на юге США; этот альбом должен звучать так же. Plinius безупречно проходит этот строгий тест.

С точки зрения ритмического драйва и грубой силы усилитель Hautonga можно смело отнести к числу лидеров класса. Искрометные рапсодии Листа и Энеску в альбоме Rhapsodies Леопольда Стоковского (винил, переиздание Classic Records) предлагают слушателю ошеломляюще мощное воспроизведение полного состава симфонического оркестра XIX века, записанного с необычайной динамической силой и потрясающей четкостью, особенно в нижних регистрах – басы Hautonga по-настоящему великолепны. А то, как этот аппарат передает тончайшие модуляции ритмов в трактовке Стоковского, заставит ваши ноги пуститься в пляс. Я не слишком большой поклонник рок-музыки и нечасто слушаю ее, но я прекрасно провел время с классическими записями Rolling Stones, Саймона и Гарфанкела, а также сольного Саймона. Композицию Paint it Black этот Plinius наделяет головокружительной энергией и жизненной силой, а густые текстуры You Can't Always Get What You Want распутывает без труда, предъявляя их четко и ясно, не жертвуя ритмичностью и не разрывая эту вещь на части.

В самом начале я упомянул, что Hautonga не терпит сравнений с ламповыми усилителями. Под этим я подразумеваю, во-первых, что данный Plinius ни в коем случае не генерирует притворного тепла. Он воспроизведет теплоту, если она есть в записи – что и продемонстрировал с Бруно Вальтером при исполнении Брамса – но не добавит ничего от себя; поэтому тем аудиофилам, которым хочется ее побольше, наряду с романтикой, рекомендуется углубленное прослушивание и столь же внимательный подбор компонентов. Во-вторых, если позаимствовать популярную метафору Гарри Пирсона, Plinius определенно находится на янской стороне континуума Инь/Ян, то есть воплощает собой светлое, ясное и «мужское» начало в противоположность темному, теплому и «женскому». Его подход нельзя назвать резким, жестким или холодным, но в нем есть что-то немного прохладное и чуточку прямолинейное, что придает звучанию четкость, ясность и блеск – в дополнение к силе и мощи, которые я уже отмечал. Например, Appalachian Spring Бернстайна системой с Plinius подается ярче, чем с некоторыми моими референсными электронными компонентами. То же самое можно сказать и об альбоме Дорис Дэй Hooray for Hollywood (на виниле и CD): голос певицы сияет, весь сотканный из легкости и ясности – хотя, опять же, с Hautonga он звучит чуточку ярче, свистящие согласные немного акцентированы; не настолько, чтобы это было неприятно, но заметно при критическом прослушивании.

Хотя эту особенность Hautonga никоим образом нельзя назвать постоянной, я неоднократно встречал ее проявления на протяжении всего периода тестирования, так что игнорировать ее наличие не получится. Я также не думаю, что эта остаточная яркость (когда она присутствует) непременно является тональной аберрацией; скорее это результат сокращения дистанции с исполнителями, из-за которого они всегда начинают представляться немного подчеркнутыми на верхах. Во всех этих отношениях Hautonga строго соответствует вкусу современного слушателя, предпочитающего прямое, непосредственное и вовлекающее звучание. А я, возможно, чересчур чувствителен к этой тенденции в силу того, что большинство моих нынешних референсных аппаратов либо абсолютно нейтральны, либо слегка склоняются в противоположную сторону.

Что касается фонокорректора, то приведенные выше характеристики в каком-то смысле говорят сами за себя: постоянные 47 кОм – и никакое иное входное сопротивление, что, как уже отмечалось, не соответствует должным образом ни одному из известных мне низкоуровневых MC-картриджей, включая мой Ortofon Windfeld. По большей части в ходе тестирования я использовал великолепный фонокорректор Zesto Andros. Поскольку ламповый Zesto справедливо отнести к направлению Инь, которое предпочитает смягчать и согревать звук, эта комбинация подарила мне немало самых приятных часов за весь период прослушивания.

Но, конечно, нечестно сравнивать компонентный фонокорректор, стоимость которого составляет около восьмидесяти процентов цены всего Hautonga с его встроенным модулем. С другой стороны, даже при таком сопоставлении Plinius вовсе не оказался бедным родственником. У него слегка слабее выражен эффект присутствия и чуть более узок динамический диапазон, выше уровень шума (хотя и не намного), в голосе Дорис Дэй немного меньше полноты и чуть больше верхов с более выраженными свистящими и легким носовым призвуком. Но все эти изъяны совсем невелики по силе воздействия. Вернувшись к «Рапсодиям» Стоковского, я обнаружил, что струнные звучат ярче, чем следовало бы, но при этом наделены теми же силой, мощью и легко воспринимаемой ритмичностью. Иными словами, эти тональные аномалии являются хрестоматийными аберрациями АЧХ, возникающими из-за недостаточной нагрузки на подвижную катушку, из чего можно сделать вывод, что картридж с подвижным магнитом мог бы дать более однородные результаты (но у меня его не оказалось под рукой).

Но я должен подчеркнуть: стоило мне отстраниться от процесса оценки и начать слушать музыку просто ради удовольствия, как я нашел фонокорректор вполне приемлемым и приятным – и перестал вдумываться в воспроизведение как таковое. При подключении низкоуровневого MC-картриджа напрямую требуется выкрутить регулятор громкости на очень приличную мощность – но это не сказывается на чистоте звучания, что служит доказательством низкого уровня шума в схеме Hautonga. И имейте в виду, что мои наблюдения относятся только к низкоуровневым MC-картриджам; ситуация может измениться при использовании MM-звукоснимателя – или даже другой MC-модели.

Hautonga пополняет собой растущий список высококачественных интегрированных усилителей, заслуживающих серьезного внимания со стороны тех, кто присматривает для себя раздельные компоненты, но при этом ориентирован на простоту настройки и удобство использования. Если вам по душе его функциональность, стиль, цена и качество звучания, внесите его в список кандидатов. У него немало плюсов и практически нет минусов, а способность аппарата захватывать, контролировать и воспроизводить музыку с необычайными мощью и чистотой впечатляет по любым стандартам.

Характеристики

Выходная мощность200 Вт/канал, 20 Гц – 20 кГц при КНИ 0,05%
Количество и типы входоводин вход на фонокорректор (с выбором картриджа – MC или MM), четыре несимметричных входа, один несимметричный/балансный (по выбору), кинотеатральный вход, выход с предусилителя, триггерный вход/выход.
Входное сопротивление фонокорректора47 кОм
Коэффициент усилениялинейный вход – 40 дБ; фонокорректор (низкий уровень) – 60 дБ; фонокорректор (высокий уровень) – 66 дБ
Габариты45 x 12 x 40 см
Вес13,6 кг

Пол Сейдор

Этот обзор прочитали 2 092 раза

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий