Penaudio Karelia. Жемчужина Южной Карелии / Обзор Hifimaailma

Ходили слухи, что Сами Пенттила из Penaudio работает над чем-то шокирующим. Зимой 2020 года я посетил его в Луумяки с целью составить собственное мнение о его флагманах.



Penaudio Karelia. Жемчужина Южной Карелии / Обзор Hifimaailma

Пандемия коронавируса нарушила графики работы над отделкой и ключевыми элементами. Но в начале года Сами и главный представитель компании Audiomania Митро Коскилуома добрались до Карелии.

АС Karelia – впечатляющий феномен. Посетители были поражены, увидев их «в дикой природе». Это колонки высотой с человека, каждая представляет собой единое целое, несмотря на разделяющую верх и низ черную середину корпуса, нижняя и верхняя части которого отделаны фирменной лакированной фанерой Penaudio из карельской березы.

Ниже их разработчик Сами Пенттила расскажет вам о дизайнерских решениях и технологиях АС Karelia.

Необходимая подготовка

Некоторое время у меня ушло на то, чтобы найти для этих великанов место. Характер звучания, а также баланс средних и верхних частот оставались в основном неизменными независимо от конфигурации. Но, несмотря на тщательные измерения с помощью корректора DSPeaker Anti-Mode X4 и перемещения то колонок, то зоны прослушивания, уровень диапазона 70-130 Гц оставался выше, чем у ВЧ и СЧ. Кроме того, область около 500 Гц у обеих колонок была слегка повышена. Некоторых слушателей встревожила «выпуклость» среднего диапазона, но это обстоятельство отмечали не все.

Почти все прослушивания были проведены без изменений в обстановке комнаты, и все сопутствующие обзоры основаны на такой конфигурации. В самом конце тестирования я проверил, чего можно добиться с помощью X4. Но об этом позже.

Согласно рекомендации Penaudio, колонки следует устанавливать на расстоянии, превышающем высоту колонок примерно в полтора раза. От этой дистанции сильно зависит формирование музыкальной сцены. Наиболее часто используемое значение – 310 см. Одному из слушателей удалось насладиться звучанием, сидя довольно близко. База между колонками составила 240 см, между ними и задней стенкой было 180 см, а до правой боковой – 90 см.

Сначала они были направлены прямо на слушателя. При этом звуковая визуализация и настроение так резко менялись в зависимости от музыки и записи, что большинство присутствующих стали искать наиболее подходящее положение практически для каждой песни. Композиция Марианны Фейтфулл Working Class Hero (Blazing Away) послужила хорошим тестовым образцом.

Когда колонки слегка развернули лицевой стороной наружу, стереопанорама расширилась и оставалась стабильной, а её зависимость от контента заметно уменьшилась. Один слушатель отметил: «Когда АС ориентировали так, что в зоне прослушивания стали слегка видны внутренние боковые поверхности, сцена расширилась, и больше не нужно было двигать головой вперед и назад при переключении композиций».

При тестировании использовались: Roon и Tidal, Rega Planar P10 с картриджами Benz Micro ACE L или Ortofon 2M-Black LVB 250 Exclusive, 4K-Blu-ray-плеер Oppo UDP-205, Meridian 861 v8 в качестве предусилителя и стримера и комплект Rotel Michi M8 / Densen B-350+.

Времени на испытания у меня было в достатке. Karelia привлекали внимание, так что, кроме меня, рядом с этой аудиосистемой всегда находилось не менее дюжины слушателей.

Достоинства

Возможно, самым потрясающим их свойством стала ясность звука. Она проявилась в прозрачности, легко достижимом разделении элементов музыки от самых низких частот до самых высоких, а также стабильности и глубине сцены. Нюансы голосов и инструментов ощущались даже в самых насыщенных композициях.

Музыка к балету Стравинского «Весна священная» в исполнении Лос-Анджелесского филармонического оркестра под управлением Эсы-Пекки Салонена предстает изысканной в ее энергичности и интенсивности. Колонки Karelia справились с этой подачей – дисциплинированно и с убедительной динамикой. Так же они показали себя и при проигрывании нескольких органных композиций, которые можно было слушать почти как живой концерт. Сабвуфер Genelec 7070a не внес существенно большего охвата или мощи.

Во второй части Третьей симфонии Сен-Санса (Дютуа, Монреальский симфонический оркестр) струнные пластичны и легко различимы. Смычковые звучали не так тепло, как у некоторых более романтичных АС. При проигрывании начала не слишком качественно записанной Четвертой симфонии Сибелиуса (Ашкенази, оркестр «Филармония») помехи никуда не ушли, однако оркестр раскрылся очень внушительно. Струнные в первой части оказались не такими холодными. В завершающей части, Finlandia, звучание труб и тромбонов было резким, а в целом духовые были поданы очень мощно.

Получасовая первая часть «Кёльнского концерта» Кита Джаррета воспроизводилась с наивысшей точностью и ясностью. Было отчетливо слышно, как Джаррет поскрипывает сиденьем и нажимает на педали, что вошло в звучание естественно, как часть мелодии. НЧ следовало бы быть немного плотнее, но основная причина некоторой легкости, вероятно, кроется в подержанном пианино, поскольку на других записях с фортепиано подобных дефектов не было. Голоса инструментов воссоздавались вполне достоверно, пусть и с небольшой окраской, а иногда даже с оттенком трансцендентности, как, например, акустическая гитара Ричарда Томпсона в Dimming of the Night с альбома Shoot out the Lights.

В подаче Karelia многое из того, что обычно звучит резко, оказалось нежнее. И дело не в тусклости верхов – большинство слушателей, как и я, чувствовали, что ВЧ звучали как надо, и из них ничего не пропало. Возможно, многое объяснят стерильность и отсутствие выразительности в этом диапазоне. А один из слушателей выразил пожелание немного повысить середину.

Несмотря на это, колонки могут играть остро и даже неприятно, когда этого требует музыкальный материал. Композиции в стиле даб Билла Ласвелла и фейерверк с экстремальными пространственными эффектами группы KMFDM получили необходимую им поддержку. Любители этих стилей попали в ловушку: «Disco Science от Мирвэ – хорошее испытание на прочность для большинства устройств, но я не заметил агрессивных вспышек. Кажется, это первый раз, когда я слушаю эту песню на достаточно высокой громкости, не испытывая боли в ушах».

С другой стороны, возможно, именно благодаря своей точности Karelia убирают разрыв между исполнителем и слушателем. Когда вы ясно слышите, как в студии нарастает звон, от дискомфорта волосы встают дыбом. Кому-то это говорит о качестве колонок, а другим может понравиться, что они портят настроение.

Возможно, самым потрясающим их свойством стала ясность звука. Она проявилась в прозрачности, легко достижимом разделении элементов музыки от самых низких частот до самых высоких, а также стабильности и глубине сцены.

Кто?

Матти Хермунен – аудиоэнтузиаст из Хельсинки. На его музыкальный кругозор сильно повлияла классическая музыка. Ему также нравятся фильмы и их многоканальные саундтреки. В своей колонке он демонстрирует страсть к Hi-Fi-аппаратуре, зачастую очень дорогой. Его обзоры аудиотехники основаны на солидном опыте, накопленном за несколько десятилетий.

При проигрывании подходящей записи, такой как «Рапсодия Даларна» Хьюго Альфвена (Ярви, Стокгольмский филармонический оркестр), АС открыли глубокое пространство сцены, точно и элегантно передали атмосферу. С альбомом Veedon Fleece Ван Моррисона стала ясна природа эха, заложенного в акустический бас Дэвида Хейса. Karelia, однако, не преувеличивали масштабность. Это было хорошо слышно с Третьей симфонией Сибелиуса (Камерный оркестр Европы под управлением Пааво Берглунда), в которой расположение каждого исполнителя можно было ощутить, как будто находишься в зрительном зале.

Масштаб

В НЧ-диапазоне Karelia чрезвычайно мощны. Они доносят динамику и энергию композиций прозрачно и с достаточной силой.

Финал «Катакомб» из цикла пьес «Картинки с выставки» Мусоргского и последние две части Третьей симфонии Сен-Санса, звучат мощно, орган и самые низкие по тону духовые представлены невероятно подробно, как и остальные элементы музыки, которые также отлично слышны.

В записях произведений Баха, исполненных Калеви Кивиниеми в церкви Наантали, отлично различимы сильные и хорошо интонированные «педальные» ноты. Крещендо в конце популярной Четвертой симфонии Шостаковича вызывает неприятные ощущения, а зловещий грохот больших барабанов мощно нарастает в последние минуты на фоне тихой игры смычковых. Попытки устранить некоторую чрезмерность верхнего баса заняли много времени, но не привели к установлению желаемого баланса. К счастью, акцент произведения был не на нем, так что эта окраска не мешала музыке в целом, и даже не всегда была различима.

В Golden Heart Марка Нопфлера НЧ были богаче, а гитара, клавишные и вокал выразительнее. В Jean Pierre (альбом Tutu Revisited) Маркуса Миллера электрический бас был лучшим из того, что я слышал в своей жизни, хотя иногда он оказывался слишком густым. В композиции Flight of the Cosmic Hippo Белы Флек, фаворите тестов прошлых выставок, СЧ и ВЧ звучали великолепно, а низы оставались удивительно сдержанными, даже несмотря на то, что временами в них слышался гул.

Коррекция

Я задавался вопросом, что вызвало окраску в середине комнаты: режим прослушивания или скорее особенность колонок. Три опытных человека, одним из которых был Юкка Исопуро (см. «Третьим ухом»), увидели в этом проблему более серьезную, чем другие. Один из них к тому же побывал на презентации колонок и заметил похожий акцент на верхнем басе, а также подъем СЧ.

Вот почему ближе к концу тестирования я попробовал применить акустический корректор DSPeaker Anti-Mode X4. Его рабочий диапазон ограничен частотой в 1 кГц, и он определенно нивелировал неоднородность АЧХ в районе 100 Гц и немного – в диапазоне около 500 Гц.

Эффект оказался сильнее, чем можно было ожидать. При устранении избыточной энергии верхнего баса попутно снизился препятствующий прослушиванию эффект маскировки более низких частот. Поскольку Anti-Mode позволяет точно регулировать уровень НЧ с шагом 0,5 дБ, я продолжил настройку басов вручную и получил колонки, звучащие, на мой вкус, отлично.

Все ингредиенты

Внешний вид колонок разделил слушателей на два лагеря. Одни влюбились в обшивку из фанеры, тогда как другие сочли, что дизайн слишком «техно». Прилагаемые защитные решетки с акустически прозрачной тканью, которые крепятся на магнитах, смягчают общий вид, и пара участников этого обсуждения предпочли именно такой вариант.

Как и любые качественные АС, Karelia заслуживают хорошего места в помещении, тщательной установки и надлежащих партнеров по системе. Их возможности лучше всего изучать путем экспериментов с расстановкой, ориентацией и расстояниями до зоны прослушивания для широкого спектра жанров. По крайней мере, при соблюдении данных условий умеренная коррекция с учетом свойств помещения помогла уменьшить вышеупомянутую окраску, и звук стал еще лучше.

Высоких похвал заслужило его качество. Некоторым слушателям потребовалось время, чтобы привыкнуть к характеру Karelia, а другие задавались вопросом, не было ли звучание, с его точностью и нейтральностью, даже излишне крутым. Один из них отметил: «Это сбивающий с толку опыт. С одной стороны, здесь не хватает чего-то существенного, возможно, души. А с другой стороны, их душа, кажется, и есть то самое спокойствие и невыразительность. Несомненно, эти колонки – воплощение мечтаний для одних меломанов и проклятие для других».

Penaudio Karelia – флагманы компании. Наряду с ясностью, естественными тембрами и легкой динамикой, колонки безжалостно точны, «потрошат» слабые записи и безжалостно выявляют непреднамеренные или умышленные отступления от идеальности, но при этом способны раскрыть качественные фонограммы на все сто. Вы можете слушать их вблизи, хотя, на мой вкус, звук более сбалансирован и масштабен на больших дистанциях. Их потенциал весьма значительный.

Финал «Катакомб» из цикла пьес «Картинки с выставки» Мусоргского и последние две части Третьей симфонии Сен-Санса, звучат мощно, орган и самые низкие по тону духовые представлены невероятно подробно, как и остальные элементы музыки, которые также отлично слышны.

Юкка Исопуро:
Третьим ухом


Если коротко, то это дерзкие исполины. Вскоре вы привыкнете к доносящемуся сверху звучанию 180-сантиметровых колонн. Оно достаточно громкое. Электронный бас фанк-джаза вполне подходит для исследования – в нем есть сила и импульс. Небольшая сглаженность понижает ощущение энергичности и упругости. На эмоциональных треках, пронизанных электроникой, НЧ распределены довольно равномерно, немного выделяется только рокот глубокого баса. Органная аранжировка «Картинок с выставки» Мусоргского создает иллюзию свинцовой тяжести. «Педальные» ноты органа также впечатляют весомостью. Движения перкуссиониста хорошо заметны на слух, но не «царапают» его.

Быстро становятся очевидными превосходная стереопанорама и фокусировка. Общий настрой скорее успокаивает, чем побуждает. Звучание не несет в себе металлических, колючих, грубых и агрессивных тонов. Да, на верхах есть некоторые особенности, но они спокойны и остаются «в рамках приличия». Тем не менее, движения пальцев по грифу скрипки передаются весьма правдоподобно, как и бренчание на акустической гитаре.

Но отсутствие призвуков и хорошее состояние духа вызвали подозрение о наличии окраски в СЧ. Ее маскирующий эффект делает, например, баритон, верхний регистр виолончели и средний регистр фортепиано (на полторы октавы правее замочной скважины) слегка душноватыми. Это не бросается в глаза, но как только вы осознаете это, то замечаете тонкий занавес перед духовыми инструментами симфонического оркестра. Когда малозаметные детали в среднем диапазоне замутняются, они внезапно становятся значимыми.

Мнение разработчика
Сами Пенттила, Penaudio

Penaudio Karelia. Жемчужина Южной Карелии / Обзор Hifimaailma

Karelia – это первые АС компании Penaudio, у которых для формирования угловой диаграммы направленности излучения звука используется корпус. Твитер отличается узким углом направленности, а попытки его увеличения приводят к ухудшению стереопанорамы. Кроме того, ВЧ начинают затухать еще в воздухе, не доходя до ковров, диванов, комнатных растений и различных выступов. Самая большая проблема кроется в НЧ-диапазоне из-за возникновения в любой комнате стоячих волн с частотами в диапазоне 50 – 200 Гц. Вот где направленность распространения оказывает наибольшее влияние. Выравнивание СЧ может привести к тому, что зона оптимального прослушивания станет чрезмерно ограниченной, а звучание за ее пределами немного странным. В лучшем случае, если угол направленности излучения остается достаточно широким, то понижается уровень отражений волн от стен помещения, увеличивается детальность, ширина и глубина музыкальной сцены, а целостность звуковых образов сохраняется в более обширной зоне прослушивания.

Материалы всех элементов были подобраны в соответствии с их назначением. Разработчики старались достичь наилучшего внутреннего демпфирования, то есть нерезонансной и быстро затухающей реакции на сигнал.

У колонок Karelia ВЧ создаются твитером с алмазным куполом производства SEAS, способным исключительно быстро реагировать на сигнал благодаря легкости и жесткости диафрагмы и звуковой катушки, а также очень мощной магнитной системе. Искажения также исключительно малы. Обратная сторона купола пропитана синтетическим хлопком, имеющим ромбовидную структуру, препятствующую возникновению внутренних отражений.

СЧ-диапазон отрабатывают два 18-сантиметровых динамика SEAS Excel с диффузорами из плетеного полипропилена. Над и под полюсным наконечником магнитной системы у них имеются медные короткозамкнутые витки. Изготовленная по заказу звуковая катушка с корпусом из титана быстрее реагирует на переходные процессы, кроме того, внешняя часть подвеса ослаблена, а внутренняя – усилена. Эти изменения способствуют повышению допустимой мощности усилителя.

Penaudio Karelia. Жемчужина Южной Карелии / Обзор Hifimaailma

За басы отвечают 26-сантиметровые вуферы SEAS Excel с диффузорами из магниево-алюминиевого сплава. Каждая колонка оснащена четырьмя такими излучателями, они расположены выше и ниже среднечастотников. Звуковая катушка имеет сопротивление 16 Ом, что облегчает работу кроссоверу и увеличивает добротность этого элемента. СЧ-динамики сконфигурированы по схеме D’Appolito, то есть источник высокочастотных звуков помещён между СЧ-излучателями. Это делает распределение высоких и средних частот плавным и повышает естественную направленность. Кроме того, когда басы исходят от динамиков, расположенных симметрично относительно ВЧ- и СЧ-излучателей, АЧХ может сохранять однородность при измерениях выше и ниже акустической оси колонки, в то время, как при традиционной компоновке она имеет тенденцию к снижению уровня по краям слышимого диапазона частот. Это также напрямую сказывается на влиянии свойств помещения на звук.

Угловая диаграмма направленности излучения на средних частотах имеет форму кардиоиды. Это обусловлено ослаблением заднего лепестка диполя, которое достигается на счет «всасывания» волн в тщательно продуманные демпферы, вставленные в корпус. Кроме того, сбоку и спереди на нем имеются отверстия для поддержки дипольного рисунка. Излучения, то есть утечки звука назад, нет, а вверх и вниз оно невелико – большая его часть направлена вперед, к точке прослушивания. Поскольку большая часть звука исходит непосредственно от диффузоров динамиков, он остается чрезвычайно чистым, плавно перетекая в ВЧ-диапазон, при этом образуя идеальную стереопанораму, наделенную к тому же развитым вертикальным измерением, а эффект ее глубины не порожден излучением порта фазоинвертора, как у многих АС дипольного типа.

А вот принцип излучения басов в основе своей дипольный, но реализован он с помощью так называемой U-образной рамки, которая за счет правильного ослабления верхних басов способствует тому, что диаграмма направленности получается близкой к кардиоиде, обеспечивая бесшовную интеграцию с СЧ. Однако из-за физических ограничений в диапазоне ниже 50 Герц она остается дипольной. Излучение этого типа характеризуется тем, что звук распространяется вперед и назад, не ускользая ни в стороны, ни по вертикали. Это чрезвычайно полезно для НЧ, ведь традиционный ненаправленный вуфер посылает волны во всех направлениях, что приводит к звуковому загромождению пространства. Благодаря корпусу и четырем НЧ-динамикам низкочастотный диапазон Karelia чрезвычайно точен, быстр и убедителен. Качество комплектующих, используемых в кроссовере, сказывается на работе динамиков, создающих прямое и чистое звучание. Они помогают достичь его исключительной ясности, прозрачности и точности. По результатам многочисленных прослушиваний прототипов АС были выбраны пленочные конденсаторы MCap Supreme Evo Silver/Gold Oil производства Mundorf для раздела СЧ и ВЧ, а MCap Evo – для НЧ. Также были применены катушки индуктивности Mundorf : Hepta Strand для ВЧ/СЧ, а на басах – MCoil с воздушным сердечником, намотанная проволокой 2,36 мм. Используются также сопротивления Mundorf MResist Supreme. Внутренняя проводка выполнена из посеребренной меди. Терминалы для подключения – WBT 0705 Ag. Корпуса изготовлены из MDF, облицованного натуральным шпоном и фирменной фанерой Penaudio. Центральная часть и подставка покрыты черным рояльным лаком. На данный момент в отделке используется только карельская береза.

Penaudio Karelia. Жемчужина Южной Карелии / Обзор Hifimaailma

Penaudio Karelia

Габариты (ВхШхГ)180 x 33 x 44 см
Вес80 кг
Принцип работытрехполосный, кардиоидный
Максимальная рекомендуемая мощность500 Вт
Номинальное полное сопротивление4 Ом
Динамики
НЧ4 x 260 мм
СЧ2 x 180 мм
ВЧ26 мм
Частоты раздела полос200 Гц, 4 500 Гц
ВходВинтовые клеммы
Двухкабельное подключениеНет

Автор: Матти Хермунен
Фотографии: Матти Хермунен и производитель

Этот обзор прочитали 1 170 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий