О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео497Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2567Музыкальные и кинообзоры622Глоссарий
Дружбан Доменико. Jean Rondeau – Scarlatti. Sonatas. Обзор
Клавесин… Этот музыкальный инструмент рождает ассоциации с музыкальной стариной, строгой академической классикой, напудренными париками, камзолами и пыльными архивами. Наперекор им идет французский клавесинист и пианист Жан Рондó. В его трактовках сонат Доменико Скарлатти ощущаются напор и экспрессия, подобающие, скорее, рок-музыке, чем скромным клавирным миниатюрам 18-го столетия.
Исполнительская манера Рондо настолько уникальна, что кажется, будто он не столько воспроизводит текст, созданный за несколько веков до него, сколько импровизирует его. Он извлекает из инструмента разнообразные, порой неожиданные краски, придает исполняемой музыке уместные в данном случае оттенки игры и даже шалости. (С музыкальным настроением гармонирует фото на конверте, на котором изображен мальчуган на роликах. Может быть, это сам Жан Рондо в детстве, ведь оно предоставлено Анной-Софией Рондо?) Решительно стряхивая пыль со старых партитур, музыкант хотя и приближается к границе, за которой сонаты Скарлатти приобрели бы характер пародии или шаржа, но все-таки не переходит ее. Другими словами, вкус ему не изменяет. Перед всяким артистом, так или иначе, встает задача поиска художественной меры, и Рондо находит ее, убеждая слушателя, что не допускает ошибок. «Тяготение к области, лежащей между тем, что мы способны и не способны постичь; балансирование между крайностями; стремление пронести красоту невредимой, идя по туго натянутому канату, и позволить непостижимой музыке достичь вашего сердца», – так музыкант формулирует свою задачу.
Из более 500 сонат создателя виртуозного клавесинного стиля Жан Рондо остановил свой выбор на десяти, сгруппировав их на диске по принципу контраста: медленно – быстро, взволнованно – спокойно.
Данный альбом интересен еще и потому, что с сонатами Скарлатти связаны значительные достижения ряда мастеров клавиатуры настоящего и прошлого. В числе недавних прочтений можно назвать великолепные записи 52 сонат в исполнении Люка Дебарга (на фортепиано). Колоссальную работу проделал Скотт Росс, записав в 1980-х сыгранные на клавесине все 555 сонат Скарлатти к 300-летию со дня рождения композитора! Нельзя обойти вниманием клавесинные записи Ральфа Киркпатрика. К этой музыке обращались крупные пианисты 20 века, среди них Артуро Бенедетти-Микеланджели (записи 1943 года) и Эмиль Гилельс. Своей работой Жан Рондо вписал новую интересную страницу в дискографию сонат Скарлатти.
Высокой оценки достойно рафинированное, словно дышащее морозной свежестью звучание пластинки. Запись осуществлена в январе 2018 года в Швейцарии; в распоряжении Жана Рондо был великолепный инструмент фирмы Jonte Knif & Arno Pelto (2006).