Nordost

Nordost

Основанная в 1991 году, компания Nordost Corporation производит высокотехнологичные кабели, специализируясь в области аудио и медицины и используя наработки, впервые применённые в космической индустрии во время работы с NASA. Это обозначает, что Nordost выделяет огромное количество бюджетных средств на исследования и разработку новых технологий, в результате чего получаются совершенно уникальная и поражающая своим качеством кабельная продукция.

Подробнее о бренде NordostОбзоры товаров под маркой Nordost (31)Официальный сайт Nordost
www.nordost.com
Аудиомания — Supreme Reference Dealer Nordost

Интервью с Ларсом Кристенсеном. Журнал "Аудио Магазин"

Ларс Кристенсен (Lars Kristensen) — самый узнаваемый представитель американской компании Nordost Corporation, производящей высококачественные кабели. Также мы его знаем по проекту Raidho (акустические системы Eben, Emelie, Ayra), который Ларс Кристенсен основал совместно с дизайнером Майклом Боррисеном.

Ларс Кристенсен (Lars Kristensen)

AM: Два года назад на этой же выставке вы озадачили меня утверждением, что среди всех кабелей в системе наибольшее значение имеют сетевые. Мы неоднократно проверяли этот тезис в своих тестах и убедились в его правоте (как бы неожиданно он ни звучал). Вы тогда дали хороший совет, как улучшить любую систему,— а именно: заменив на источнике звука сетевой кабель.
Л.К.: Действительно, потратив около 500 долларов, можно получить заметный прирост в качестве, а смена любого из компонентов обойдется гораздо дороже.
AM: Также именно благодаря вам мы узнали, что любой кабель в любой системе должен быть строго определенной длины — или длины, кратной ей. Не факт, что короткий кабель будет звучать лучше, чем более длинный. Часто бывает наоборот. Мы в этом тоже удостоверились в результате своих испытаний — и теперь используем полученные знания в работе.
Л.К.: Приятно слышать.
AM: В третий раз я испытал удивление от общения с вами (на этот раз, правда, опосредованного) — не менее сильное, чем предыдущие,— когда познакомился с AC Raidho eben X-4, которые были у нас на тестировании. Эти акустические системы — настоящее откровение, они дают до того интересный результат, что к нему нужно привыкать! Они настолько хорошо звучат, что поначалу это даже кажется странным: как будто чего-то не хватает...
Л.К.: Вы знаете, я слышу подобное мнение довольно часто. Думаю, что такое впечатление от наших АС — это нормально, ведь больше ни одна система так не звучит.
AM: Может быть, начнем с исторического экскурса — как вы вообще стали заниматься системами, будучи специалистом по кабелям: что побудило?
Л.К.: Я до сих пор кабельщик, но мне очень нравится то, чем я занимаюсь и в этой сфере... Примерно пять лет назад я встретился с одним из своих старых друзей — Майклом Боррисеном. Он сообщил, что разработал новый тип ленточного твитера, и пригласил послушать... Я был потрясен!
AM: Речь шла только о твитере?
Л.К.: Да, впервые в жизни я услышал твитер, которого не слышал — а замечал только музыку. Это похоже на ваши впечатления от прослушивания eben Х-4. То есть вы слышите не высокие частоты, а инструменты и исполнителей. И Майкл меня спросил, хочу ли я стать частью этого. Я отказался — ведь на рынке и так уже существует очень много АС. Но через какое-то время Майкл к этому вернулся, создавая прототип одной из наших колонок... послушав ее, я испытал еще большее потрясение: это было лучшее из всего, что я когда-либо слышал. Никаких искажений, окрашиваний... и Майкл опять спросил, что я обо всем этом думаю. Я опять сказал: "Нет",— потому что очень сложно в наше время вывести на рынок новую линейку АС. Но спустя несколько месяцев я сдался: акустические системы были чем-то действительно необычным. И буквально в первый же год мы получили три награды в номинации "Акустические системы года" — за eben X3, "младшую сестру" акустики, побывавшей у вас на испытании.
AM: В чем основная особенность ваших акустических систем?
Л.К.: Мы производим ленточный твитер сами. Я считаю, что это самый быстрый ленточный твитер в мире. Смысл в том, что твитер — его лента — закреплен со всех четырех сторон. Это дает множество преимуществ, ведь традиционные ленточные мембраны прикрепляются только сверху и снизу — поэтому очень трудно контролировать неизбежные погрешности. А у Майкла оригинальная методика. Масса самой ленты составляет всего одну сотую грамма, и толщина не превышает сотую миллиметра. Мембрану движет очень мощная магнитная система, состоящая из трех неодимовых магнитов, и чувствительность твитера составляет 93 дБ — ведь замечательный показатель? Ну, и в результате — весьма внушительный динамический потенциал. Масса мембраны, повторюсь, совсем невелика, так что резонансов и окрашиваний в таком излучателе, где она работает, почти нет. Фазовые сдвиги в пределах рабочего диапазона частот находятся в пределах ± 10°. Может быть, именно поэтому к акустическим системам eben надо привыкать. Пресса во всем мире отмечала два основных момента:
1) эти АС обладают таким же разрешением, как и лучшие электростаты;
2) их динамический диапазон такой же, как и у лучших рупорных колонок.
Все это делает акустические системы очень необычными. Очень важна и правильная форма акустической системы.
AM: Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как рассчитывался и создавался корпус этих систем.
Л.К.: Любая модель начинается как простая "коробка". Разработчики экспериментируют с динамиками и наблюдают, как они звучат вместе: постепенно определяется нужный объем и форма корпуса. "Зеркальная" конструкция, где твитеры расположены посередине,— не нова, подобное встречалось раньше у других производителей; просто она является частью нашего подхода: взять лучшее, что есть на рынке, и совместить в одном продукте. Тем не менее, корпус оптимизирован достаточно необычным образом. Мы не верим в то, что можно избавиться от всех резонансов корпуса,— да, в принципе, и не хотим верить! Нам просто хочется использовать резонансы во благо звука. Даже самая тяжелая акустическая система в мире будет резонировать. Ведь что такое музыка? — это резонансы! Так что когда некий производитель заявляет, будто сделал корпус, который абсолютно не резонирует,— фактически он признается в том, что губит часть музыкального содержания.
Места на корпусе непосредственно вокруг динамиков мы пытаемся сделать как можно более мягкими, потому что хотим добиться максимально высокой частоты резонанса.
AM: Вы имеете в виду крепления?
Л.К.: Нет, я говорю о том, что масса верхней и нижней части корпуса намного меньше, чем середины. Потому что если сделать массу очень большой, особенно вокруг динамиков, то резонансная частота как раз и будет тем диапазоном, в котором придется работать динамику. Похоже, что большинство наших производителей делает все неправильно, пытаясь утяжелить корпус именно вокруг излучателей.
Там, где у нас расположены средне-частотные излучатели и твитер,— самая увесистая часть колонок. Ведь именно там мы хотим опустить частоту резонанса как можно ниже, и это необычно. Так что тут дело не только в форме корпуса, но и в том, какую функциональную нагрузку он несет. Динамики не двигаются и не вибрируют, потому что в том месте, где производится крепление,— 66-миллиметровый слой МДФ... Однако если сравнивать eben X-4 с другими представителями такого класса, то наши окажутся намного легче, чем их. А в референсной модели eben X-5 каждая колонка на 40 кг легче, чем Х-4, поскольку они сделаны из углеволокна.
AM: Интересно узнать о планах на ближайшее будущее. Каковы ваши новые проекты?
Л.К.: Одна из наших целей — в течение нескольких лет полностью наладить собственное производство всех излучателей для наших АС. Мы разработали и запатентовали новую керамическую мембрану: на алюминиевую пластину толщиной 0,1 мм в процессе плазменной обработки наносится с обеих сторон керамический слой. Получается очень стабильная и легкая мембрана, которая не поглощает впустую так много энергии от магнитной системы, в отличие от традиционных аналогов.
Кроме того, на Мюнхенском шоу в мае мы представим свой новый межблочный кабель — настоящее открытие с точки зрения конструкции кабелей. Потери сигнала в новом кабеле составляют лишь одну треть от тех, которые присущи Nordost Valhalla.
AM: Как же вам удалось этого добиться?
Л.К.: Идеальная конструкция кабеля такова: полая медная трубка — и проводник в самой середине, который, есте¬ственно, не соприкасается ни с чем. К этому многие производители стремятся, но без особого успеха. Потому что если такой кабель согнуть хоть чуть-чуть, то геометрия сразу же теряется — и он, естественно, перестает работать как надо. Мы же предлагаем совершенное экранирование, чтобы удерживать сигнал непосредственно внутри проводника и не позволять ему распространяться. Когда используется обыкновенное экранирование, часть сигнала проходит через диэлектрик, через экран, а часть сигнала — вне самого кабеля. Позже мы представим и цифровой кабель, и сетевой, основанные на той же технологии.
AM: Большое спасибо вам за содержательные ответы — и за то, что вы так щедро делитесь с нами и нашими читателями своими знаниями и полезными секретами построения хорошей системы! С удовольствием познакомимся с вашими новыми работами.

Беседовал Алексей Скорпилев

Подготовлено по материалам журнала "Аудио Магазин", март 2007 г.
Эту статью прочитали 14 988 раз
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий