О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью110Репортажи с заводов51Репортажи с Hi-Fi выставок62"Сделай сам"42Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании52Видео488Фотогалерея101Интересное о звуке816Новости мира Hi-Fi2777Музыкальные и кинообзоры644Глоссарий
Исследование: половина людей не может отличить настоящую музыку от «творчества» нейросетей
При этом шанс на точное определение растёт при наличии музыкального образования или навыков игры на инструментах.

Почти половина людей не могут отличить музыку, сгенерированную ИИ, от написанной человеком. К такому выводу пришли бразильские учёные по итогам слепого тестирования слушателей.
Исследователи Федерального университета Минас-Жерайса в Бразилии провели слепой тест наподобие теста Тьюринга. Для проверки использовались наборы композиций, в которых один из треков обязательно был сгенерирован с помощью нейросетей. Участникам предлагалось послушать несколько песен и определить, какая из них создана алгоритмом.
Представители университета рассказали, что своей работой стремились выяснить, могут ли люди понять, что слушают музыку, созданную искусственным интеллектом. И, как показала практика, в случае прослушивания случайных композиций люди определяют работу алгоритмов едва ли в половине случаев. Результаты исследования уже опубликованы на платформе arXiv.
Как отметили авторы, предыдущие подобные эксперименты всегда полагались на новую музыку — исследователи использовали композиции, сгенерированные под конкретный тест. Искусственность такой музыки зачастую была заметна сразу по характерным артефактам и общей новизне содержания.
Чтобы эксперимент был точнее, в подборку музыки включили только уже существующие композиции. Авторы собрали каталог ИИ-музыки, размещённой в открытой библиотеке Suno и на YouTube, отдавая предпочтения композициям, выпущенным в период с июля 2023 года по февраль 2025-го.
Участники эксперимента слушали десять композиций: пять пар треков в разных жанрах. Время от времени, но не всегда в одной из пар оказывались похожие песни: одна была настоящей, вторая — сгенерированная алгоритмом. Пятая пара произведений была контрольной и всегда состояла из вступления к Пятой симфонии Людвига ван Бетховена и созданной искусственным интеллектом композиции.
Отмечается, что сгенерированная музыка, дополнявшая Пятую симфонию, начиналась со слов «Эта музыка создана не человеком, я скажу это сразу». Фраза звучала не просто так: с её помощью авторы проверяли внимательность и доверчивость слушателей.
При подсчёте результатов учитывались ответы только тех участников эксперимента, кто узнал симфонию Бетховена. Из результатов также исключали ответы тех, кто знал хотя бы одну из песен в первых четырёх музыкальных парах. Таким образом из 653 участников сформировали итоговую контрольную группу слушателей из 290 человек.
В случае, когда первые четыре пары состояли из случайных композиций, мало похожих между собой, то участники верно определяли естественное или искусственное происхождение музыки в 53% случаев. Если же в парах появлялись похожие по содержанию и характеру композиции, доля правильных ответов возрастала до 66%.
Люди с музыкальным образованием или умением играть на музыкальных инструментах чаще давали правильные ответы и корректно определяли работу алгоритмов. Верные ответы также часто встречались среди испытуемых, имевших опыт генерации музыки в одном из доступных сейчас сервисов.
Как отметили авторы, в среднем по всем типам пар люди верно определяли происхождение музыки в 60% случаев. В реальности же отделить реальное творчество от сгенерированного получалось только у половины слушателей, участвовавших в эксперименте.
В будущем учёные планируют расширить свой эксперимент, добавив больше участников в выборку и расширив жанровое разнообразие музыки. В планах бразильских исследователей также значится провести похожие активности и для других видов контента — текстов, видео и изображений.
Подготовлено по материалам сайта "SAMESOUND", октябрь 2025 г. www.samesound.ru







