О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью110Репортажи с заводов51Репортажи с Hi-Fi выставок62"Сделай сам"42Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании52Видео488Фотогалерея101Интересное о звуке816Новости мира Hi-Fi2795Музыкальные и кинообзоры646Глоссарий
Сейчас в продаже
Kalista
https://kalista-audio.com
Обзор Kalista DreamPlay XC CD/SACD Network Player | hifinews.com
Первый SACD-плеер от французского производителя Kalista одновременно является самым функциональным цифровым хабом в линейке бренда, поддерживающим как проводное, так и беспроводное потоковое воспроизведение.

История Kalista началась в 2003 году как подразделение французской компании Métronome Technologie — подобно тому, как Citroën создал DS или Seat выпустил Cupra. Теперь бренд расширяет серию DreamPlay, куда уже входят стример Kalista STREAM, позиционируемый как «единственный на рынке стример, сочетающий идеальную функциональность с исключительным дизайном», и проигрыватель Twenty-Twenty.
Все устройства отличаются ярким дизайном и собираются вручную на собственном производстве на юге Франции. Управляющая, цифровая и аналоговая электроника размещена в трёхопорном корпусе из алюминия и толстых прозрачных плиток метакрилата, формирующих «ноги» с шипованными ножками из нержавеющей стали. Такая конструкция подвешивает центральный механизм и объясняет солидный вес аппарата — 17 кг. На передней панели красуется новый 75-миллиметровый круглый сенсорный экран с наклоном.
Полная комплектация
Производитель предлагает две версии плеера: в натуральном анодированном серебре или в варианте «Black Pearl» (за доплату £1,500). Модель DreamPlay X (£51,000) представляет собой транспорт для CD/SACD с цифровыми выходами, тогда как XC (£58,000) дополнительно оснащён встроенным ЦАП, поддерживающим форматы до 384 кГц и DSD256, с небалансными (RCA) и балансными (XLR) выходами. Обе версии воспроизводят CD и SACD, поддерживают потоковую передачу через Ethernet и Wi-Fi, а также оснащены входом USB, интерфейсом I2S (на HDMI), коаксиальным и AES/EBU цифровыми выходами.

Вид сверху на DreamPlay XC демонстрирует новый механизм CD/SACD от D+M/Sound United Group. Легкий магнитный прижим опускается вручную на вал перед тем, как вы закрываете тяжелую крышку
При взгляде сверху на DreamPlay XC открывается новый CD/SACD-механизм от группы D+M/Sound United. Лёгкий магнитный зажим фиксирует диск на шпинделе перед тем, как массивная крышка возвращается на место.
Поддержка SACD — столь же значимое нововведение, как и потоковое воспроизведение. Она стала возможной благодаря использованию транспорта дисков от компании Sound United (материнской структуры Denon/Marantz). Механизм был модифицирован, как и в случае с интегрированным плеером Métronome AQWO (HFN, март '19). Как и в предыдущих моделях Kalista, DreamPlay X загружает диски сверху — точёный зажим с маркировкой «K» фиксирует диск на шпинделе под массивной скользящей крышкой. Компания традиционно использует верхнюю загрузку, но обычно в «открытом» исполнении, вдохновлённом проигрывателями винила.
Модель DreamPlay XC расширяет функциональность за счёт наличия как фиксированных, так и регулируемых выходов, что позволяет подключать его напрямую к усилителям мощности или активным акустическим системам. Функция цифрового предусилителя реализована с использованием алгоритма цифровой обработки/регулировки громкости Leedh , что позволяет позиционировать продукт как «четыре устройства в одном» (CD/SACD-плеер, стример, ЦАП и цифровой предусилитель). Производитель заявляет о «чистейшем звуковом совершенстве и самом плавном интерфейсе» — сенсорная панель управления даёт доступ не только к основным функциям транспорта, но и к расширенным настройкам цифровой фильтрации и передискретизации. В комплекте поставляется элегантный пульт дистанционного управления с металлической отделкой.
Мощный блок питания
Обе модели DreamPlay X/XC используют одинаковый внешний блок питания Elektra. Несмотря на скульптурную отделку передней панели и вес 21.7 кг, его дизайн намеренно сдержан — он напоминает компактный настольный компьютер с единственным светодиодом на передней панели. На задней панели расположены вход питания, выключатель и два выхода, промаркированные как «DAC» и «Drive», которые подключаются к DreamPlay XC с помощью двух многожильных кабелей. Если использовать версию X исключительно как потоковый транспорт , требуется подключение только одного кабеля к единственному входу питания на задней панели основного устройства.
Реализация потокового воспроизведения
Плеер поддерживает не только контент с локальных сетевых хранилищ (через UPnP, включая PCM до 384 кГц/32 бит и DSD до DSD256/11.2 МГц), но и сервисы Deezer, Qobuz, Spotify и Tidal (с полной поддержкой декодирования MQA). Кроме того, DreamPlay XC позволяет слушать интернет-радио через vTuner.

Нижняя сторона проигрывателя открывает взору главный процессор на базе архитектуры ARM (сверху). ЦАП ESS ES9038PRO и полностью балансная аналоговая электроника под материнской платой
Можно возразить, что эти потоковые сервисы не обеспечивают качество звука, соответствующее уровню плеера при работе с высококачественным контентом, и действительно, Wi-Fi с его компактной антенной создаёт больше проблем для потоковой передачи Hi-Res, чем проводное Ethernet-соединение. Однако это несколько искажает суть. DreamPlay XC, безусловно, создан для максимального качества звучания, но он должен существовать в реальном мире, где пользователи могут просто захотеть послушать музыку для удовольствия, не загружая CD, SACD или файлы высокого разрешения. Высококлассное устройство с практичной стороной? Если это можно реализовать без ущерба для качества — почему бы и нет?
Удобство использования
Прежде чем перейти к впечатляющему звуку, стоит упомянуть цифровые фильтры ЦАП ESS Sabre ES9038PRO в DreamPlay XC. Эти фильтры доступны через меню сенсорного экрана (независимо от источника — сеть, онлайн-сервисы или диск) и управляются с пульта ДУ, хотя многоступенчатая навигация не слишком интуитивна. Что касается самих фильтров, они предлагают стандартный набор вариантов, о которых я неоднократно писал ранее. Можно потратить много времени на эксперименты, но явного фаворита выделить сложно.
Более последовательным оказалось моё предпочтение использовать DreamPlay XC просто как плеер/стример, без активации цифрового регулирования громкости в режиме предусилителя. В этом режиме звук становился мягче и немного менее динамичным, поэтому я остановился на фиксированном выходе. Métronome и Kalista рекомендуют приложение ConversDigital mConnect для управления с планшета или смартфона. Я также тестировал другие UPnP-приложения на планшете и компьютере — проблем не возникло.
Тем не менее, первые сеансы прослушивания на DreamPlay XC включали множество CD и SACD — ностальгический опыт, учитывая, что большая часть моей музыки сейчас хранится на серверах. Плеер оказался простым в использовании: быстрое время загрузки и доступа как для обычных, так и для гибридных дисков, с удобной кнопкой переключения слоёв SACD на пульте ДУ.
При прослушивании альбома Frankie Goes To Hollywood Rage Hard: The Sonic Collection (ZTT ZTT177SACD) трек Welcome To The Pleasuredome впечатлил детализацией вступления с окружающими звуками птиц, но мощные биты основной части прозвучали чуть сдержаннее. Информации было много, но темп казался немного заторможенным — драма мощного продакшна Тревора Хорна проявилась скорее как сдержанная, чем неумолимая.

На задней панели блока питания Elektra есть раздельные выходы для цепей CD-транспорта и ЦАП DreamPlay XC
Зато плеер показал себя великолепно с классикой ранних CD — альбомом Dire Straits Brothers In Arms (оригинальный CD 1985 года Vertigo 824 499-2 и ремастеринг SACD 2005 года Vertigo 9871497). Дополнительная ясность, динамика и детализация CD-слоя ремастеринга стали ещё заметнее при переключении на SACD, но даже оригинал звучал чисто и прозрачно через DreamPlay XC. Это касалось как ритмичной Money For Nothing, подчёркивающей фирменное гитарное звучание Марка Нопфлера, так и меланхоличной заглавной композиции, завершающей альбом, — французский плеер безупречно передавал и хрипловатый вокал, и гитарные соло.
Преимущества SACD
Детализированный звук плеера прекрасно проявился в записи 2018 года Dunedin Consort St John Passion Баха (SACD CKD 419): слой Super Audio раскрыл больше пространства в акустике, особенно в клавишных соло Джона Батта, обрамляющих основное произведение. Однако характер здесь оказался чуть темнее и, возможно, менее воздушным, чем я привык, при сравнении воспроизведения дисков и потокового контента. Это не умаляет прекрасной передачи текстур инструментов и голосов, но в некоторых системах может снизить ощущение драматизма исполнения.
Тем не менее, такой баланс многие найдут исключительно приятным — DreamPlay XC всегда предлагает насыщенный, богатый и щедрый способ воспроизведения музыки, будь то диск, сетевые ресурсы, USB или онлайн-стримы. Впечатляюще звучат даже концерты с интернет-радио BBC Radio 3. Не раз я начинал слушать программу Afternoon Concert и продолжал наслаждаться музыкой до самого её завершения спустя пару часов.
Как отмечалось ранее, потоковые сервисы могут не обеспечивать качество других источников, но это полезная функция — vTuner, например, предлагает бесплатную музыку со всего мира, — и DreamPlay XC воспроизводит её неизменно приятно. Даже стримы Radio 3 (максимальное качество 320 kbps AAC) звучат через этот плеер удивительно хорошо.

Отлично оснащенный DreamPlay XC имеет два входа для блока питания, входы для проводного и беспроводного сетевого подключения, порт USB-A для внешних устройств (и один для сервисного обслуживания), цифровые выходы на HDMI (I2S), XLR (AES/EBU) и коаксиальный (S/PDIF). Регулируемые и нерегулируемые аналоговые выходы имеют терминалы RCA и XLR
При переходе на форматы DXD и DSD, которые DreamPlay XC поддерживает через сетевое подключение, сохраняются теплота и плавность звучания, но аппарат полностью раскрывает преимущества увеличенного объёма данных. При прослушивании альбома трубача Ангело Верплогена When Night Falls ( душевная запись лейбла Just Listen JL028; DSD256) создаётся потрясающе реалистичное ощущение присутствия трёх музыкантов (Эд Верхофф на гитаре и Эрик ван Дер Вестен на басу), просто сидящих и играющих вместе. Да, есть сетевые плееры, которые лучше передают атмосферу студии, но немногие могут сравниться с тёплой, уютной подачей DreamPlay XC, идеально соответствующей камерному характеру программы.
Аналогично, живая запись оперы Филипа Гласса «Ахнатон» (Метрополитен-опера, 2021; Orange Mountain Music, Bandcamp; 48 кГц/24 бит) звучит через этот плеер невероятно мощно. Это слышно в повторяющихся ритмах прелюдии, мощной перкуссии и глубоких голосах в похоронной сцене, открывающей первый акт, а также в перезвонах и дуэте контратенора Энтони Рот Костанцо с меццо-сопрано Дж'Най Бриджес в The Window Of Appearances.

У комплектного металлического пульта ДУ есть возможность смены и пропуска трека, поиска и выбора между CD/SACD и цифровым источником. Кроме того, с пульта можно регулировать громкость и управлять устройством через меню
В конечном счёте, всё звучит великолепно необычно и предельно драматично в своей потусторонности — и это ощущение полностью соответствует визуальному впечатлению от самого DreamPlay XC!
Итог Hi-Fi News
Несмотря на незначительные особенности управления, DreamPlay XC выглядит и играет так же «сказочно», как мы и надеялись. Возможно, это не совсем «четыре в одном», как заявляет производитель — отсутствие внешних входов (кроме сетевых и USB) ограничивает его использование в качестве предусилителя. Тем не менее, как самостоятельный плеер он великолепен: выразительный звук и впечатляющий дизайн делают его настоящим устройством-событием.
В своём первом полностью интегрированном CD/SACD/сетевом проигрывателе Kalista предлагает не только полный набор цифровых фильтров (линейная фаза, минимальная фаза, аподизирующий, brickwall и другие), встроенных в ЦАП ES9038PRO, но и — как мы видели в DreamPlay One (HFN, окт. '18) — дополнительный фильтр низких частот, модифицирующий временные и частотные характеристики этих опций. В нашем тестовом образце эти различные фильтры активировались только после включения DSP регулировки громкости Leedh. При его отключении выход DreamPlay XC возвращается к фиксированному режиму (доступны три уровня) с традиционным фильтром линейной фазы/быстрого спада по умолчанию. В этом режиме XC работает «как ожидается», с полосовым подавлением 130 дБ и АЧХ, остающейся ровной до –0.4 дБ/20 кГц, –1.6 дБ/45 кГц и –4.5 дБ/90 кГц для CD/48 кГц, 96 кГц и 192 кГц соответственно.



Однако на эти исходные характеристики влияет не только настройка фильтра — полная синхронная и асинхронная передискретизация также может снижать АЧХ, если, например, входной сигнал 192 кГц преобразуется в 96 кГц или 88.2 кГц. Интересно, что исключительно малый джиттер DreamPlay XC практически не влияет на процесс передискретизации. На производительность SACD это не распространяется: АЧХ показывает более плавный спад высоких частот (–1.5 дБ/20 кГц, –5.5 дБ/40 кГц, –14 дБ/60 кГц и –28 дБ/80 кГц).
Жан-Мари Клозель
За 20 лет флагманская серия Kalista превратилась в самостоятельный бренд, почти затмив материнскую компанию Métronome Technologie, основанную в 1987 году. Хотя у Métronome уже есть SACD-плеер, Kalista стремилась создать нечто особенное. «Наши клиенты давно просили SACD-проигрыватель, но у нас не было подходящего технического решения, пока мы не нашли этот механизм от D&M», — объясняет заместитель директора Жан-Мари Клозель.

«Разработка этого SACD-плеера заставила нас модернизировать всю платформу Kalista — это стало серьёзным испытанием для всей команды Métronome Technologie. Мы также учли пожелания аудиофилов: простота использования, функциональность plug-and-play и объединённые возможности».
Жан-Мари пересмотрел свой подход, отказавшись от раздельных транспортов, ЦАПов, стримеров и предусилителей в пользу полностью интегрированного решения. Практически это выразилось в двух блоках, поскольку Métronome/Kalista всегда делала акцент на внешних блоках питания.
«Технически мы всегда уделяем блоку питания более половины наших усилий, — говорит Жан-Мари. — Блок питания DreamPlay X действительно огромен и фактически удваивается внутри для поддержки полной версии XC. Другой наш важный шаг, начатый с Métronome DSC в прошлом году, — переход на более мощные процессоры ARM Cortex. Это позволило предложить больше функций и гибкости, сохранив наш узнаваемый звуковой почерк».
Kalista DreamPlay XC
Мы наблюдали эволюцию ЦАПов и плееров Kalista DreamPlay (HFN, ноябрь ’17 и октябрь ’18) с их ранних воплощений в Métronome (HFN, январь ’09, февраль ’13 и декабрь ’13). Но DreamPlay XC отличается не только механизмом SACD, но и переходом с ЦАПов AKM «Velvet Sound» на ESS ES9038PRO. В сочетании с фирменным программным обеспечением на ARM-процессоре это позволило создать, по большинству ключевых параметров, лучший цифровой плеер Kalista.
При тестировании в режиме фиксированного выхода (см. врезку, стр. 47) с линейным фазовым/быстрым цифровым фильтром устройство обеспечивает подавление внеполосных шумов на 130 дБ (54 дБ с 96 кГц PCM) и выдающееся соотношение сигнал/шум 118.4 дБ (взвешенное по кривой А) при максимальном выходном напряжении 5.7 В (балансный выход). Выходное сопротивление довольно высокое (1.8 кОм), но уровень искажений исключительно низок: 0.0005% (CD), 0.0004% (SACD) и 0.00045% (LPCM через сеть) в среднем диапазоне при 0 dBFS, снижаясь до 0.00013% в верхних 20 дБ динамического диапазона (см. график 1). Хотя THD+шум остаётся поразительно ровным от 20 Гц до 20 кГц с LPCM-источниками, он немного возрастает до 0.005% на 10 кГц и 0.06% на 20 кГц с SACD из-за подъёма ультразвукового шума квантования за пределами слышимого диапазона.
Линейность на низких уровнях особенно хороша с дисковыми источниками (отклонение ±0.3 дБ в диапазоне 110 дБ с SACD), но наблюдается ограничение 24-битных цифровых сигналов на уровне ~–104 dBFS с внешними LPCM-входами (красная линия, график 1). Ранние плееры/ЦАПы Kalista демонстрировали умеренный или высокий уровень джиттера, но в DreamPlay XC он снижен до ~15 пс на всех стандартных частотах дискретизации. С SACD джиттер немного выше (340 пс), но это преимущественно низкочастотные составляющие на ±7 Гц (график 2). Kalista продолжает инновации!

Искажения в зависимости от цифрового уровня в диапазоне 120 дБ – 1 кГц при 48 кГц/24-бит через сеть (красный), 1 кГц с CD (черный) и 20 кГц с CD (синий)

Графики джиттера (в высоком разрешении) с использованием данных 24-бит/48 кГц (вход через сеть, черный; SACD, красный с маркерами)
Характеристики DreamPlay XC
| Макс. выходное напряжение / Импеданс | 5.73 Vrms / 1.75 кОм (XLR) |
| Соотношение S/N (взвеш. по А) | 118.2 дБ (LPCM) / 118.4 дБ (CD) / 116.5 дБ (SACD) |
| Искажения (1 кГц, 0 dBFS/–30 dBFS) | 0.00050% / 0.0007% |
| Искажения+шум (20 кГц, 0 dBFS/–30 dBFS) | 0.00035% / 0.0009% |
| АЧХ (20 Гц-20 кГц/45 кГц/90 кГц) | +0.0 до –0.4 дБ/–1.6 дБ/–4.5 дБ |
| Цифровой джиттер | 15 пс (LPCM) / 117 пс (CD) / 340 пс (SACD) |
| Линейность (–110 дБ) | см. текст / ±0.9 дБ (CD) / ±0.3 дБ (SACD) |
| Потребляемая мощность | 57 Вт (1 Вт в режиме ожидания) |
| Габариты (Ш × В × Г) | 445×125×430 мм |
| Вес | 17.3 кг |
Текст: Эндрю Эверард | Лаборатория: Пол Миллер
Подготовлено по материалам портала "www.hifinews.com", июнь 2022 г. www.hifinews.com







