Почему MC-головки лучше, чем MM (и тем более MI). Статья от Van Den Hul

Головка звукоснимателя — маленькое механическое чудо на грани ювелирного искусства и кулибинской изобретательности. Где еще встретишь в одном изделии искусственный алмаз зеркальной полировки, медный провод тоньше паутины, натянутые стальные нити, регулирующие гибкость, мощнейшие магниты размером с маковое зернышко, корпуса из ценного дерева или новейших полимеров, наконец, иглодержатели из сапфира, бериллия или бора?


Головка звукоснимателя — маленькое механическое чудо на грани ювелирного искусства и кулибинской изобретательности. Где еще встретишь в одном изделии искусственный алмаз зеркальной полировки, медный провод тоньше паутины, натянутые стальные нити, регулирующие гибкость, мощнейшие магниты размером с маковое зернышко, корпуса из ценного дерева или новейших полимеров, наконец, иглодержатели из сапфира, бериллия или бора?

Безусловно, на рынке есть много головок - хороших и разных. Есть несколько отличных головок ММ (с подвижным магнитом). Есть даже головки MI (с подвижным железом). Есть МС с высоким выходом. Но реальной альтернативы «настоящей» МС-головке для воспроизведения современных грампластинок не существует. Ее преимущества очевидны.

Представьте себе некое подобие рычага с точкой опоры. На одном конце качелей игла, на другом — вполне увесистый магнит. Колебания иглы приводят магнит в движение, которое индуцирует ток в двух окружающих его обмотках. Таков принцип работы ММ-головки. Вся жизнь ММ-головки проходит в постоянной борьбе иглы с инерцией магнита. Масса подвижной системы немалая, число витков обмоток - тоже. Поэтому неизбежны резонансные явления как электрического, так и механического характера, попадающие в звуковой диапазон! За счет большой массы ограничен диапазон воспрозводимых верхних частот, за счет большой индуктивности (0,5–1 генри) возникает электрический резонанс с суммарной емкостью входного импеданса усилителя-корректора и соединительных кабелей (параллельный контур RLC). Длинный иглодержатель, немалая масса подвижной системы и большая индуктивность обмоток в результате приводят к тому, что спад на высоких частотах у ММ-головок плавно начинается с 8 к Гц и частоты выше 20 кГц как правило не воспроизводятся вовсе. Зато выходной сигнал у такого звукоснимателя 5 мВ или больше.

В МС-головке рычаг (иглодержатель) намного короче и закреплен с одного конца. Рядом с закрепленным концом противовесом игле выступают лишь сравнительно легкие катушки. Они находятся в поле постоянного магнита, потому их колебания наводят в них ток. Масса подвижной системы мала, собственный механический резонанс уходит вверх по частоте за пределы звукового диапазона. Емкость нагрузки и кабеля фактически не имеет значения, так как индуктивность катушек мала — витков мало. Выходной сигнал, правда, на порядок ниже, чем у ММ-головок, но полоса частот до 40–50 кГц и разделение каналов на 10 дБ лучше, чем у ММ, спокойно достижимы.


Эту статью прочитали 33 062 раза
Статья входит в разделы:Как выбрать. Гид покупателя

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
3 декабря 2024, 19:35
Владимир (Гость)
И все-таки: чем MI хуже, чем MC? У головки Grado Gold 3 диапазон частот 10 - 60000 Гц при стоимости 35000 руб.
3 декабря 2024, 19:46
Александр Макеев (Аудиомания) Специалист по Hi-Fi и High End оборудованию
Здравствуйте, Владимир. По опыту использование MI тип головок не хуже, а иногда даже лучше чем некоторые модели МС, у таких головок легкая подвижная система которая обеспечивает высокую детальность звучания и воздушность.
31 мая 2023, 20:19
Андрей (Гость)
Почему MC-головки лучше, чем MM (и тем более MI). Статья от Van Den Hul
Вопрос. Почему компания SHURE никогда не выпускала МС головок или тот же Stanton?
31 мая 2023, 20:56
Андрей Бледных (Аудиомания) Специалист по Hi-Fi и High End оборудованию
Здравствуйте, Андрей!
Компании SHURE и тот же Stanton - это компании, которые занимались ранее и занимаются поныне профессиональным оборудованием - их картриджи справляются со своими задачами прекрасно в начальном и среднем сегменте.
Безусловно, ММ-картриджи являются более популярными и доступными потому-что в большинстве случаев их проще сделать нашим помощникам и пока ещё друзьям - роботам)). МС-картриджи сложнее конструктивно и они изготавливаются инженерами-ювелирами в ручную, от этого и соответствующая цена. Инженер корпит над каждой головкой звукоснимателя и отдаёт каждой головке звукоснимателя частичку своей души. Если сравнить к примеру головку звукоснимателя ММ и МС в одном ценовом сегменте, то не факт, что МС-картридж в этом ценовом сегменте победит в плане разножанровости, но у МС-картриджей в отличии от ММ-картриджей есть душа и нет практического потолка, как в смелых экспериментах, так и в цене))
2 декабря 2021, 16:31
Dmitri (Гость)
Паразитный контур - индуктивность головки длинные кабеля это фильтр 2го уровня 15-20kHz, только этот фильтр ограничивает высокую частоту воспроиведения головки.
И сегодня в 21 веке существует 3 вид головок звукоснимателя оптический, выходной сигнал у такого звукоснимателя 700 мВ или больше.
20 февраля 2020, 22:22
Валерий Сергеевич (Клиент Аудиомании)
А где в статье сказано что MI хуже всех? Я что то такого не усмотрел....
18 апреля 2017, 16:25
Олег Викторович (Гость)
Очень просто и понятно объясняется разница между ММ и МС картриджами. Но стоило добавить, что для повышения выходного уровня МС картриджа потребуется усиление с дополнительными паразитными шумами, а также очень, очень короткий электрический тракт от катушки, до входа фонокорректора. В этих условиях становятся оправданными встроенные фонокорректоры, особенно если они построены на основе ламповой схемотехники. В остальных случаях надо быть уверенным, что достоинства МС картриджа не будут сведены на нет некачественным фонокорректором и длинным электрическим трактом с существенными наводками и шумами.
18 апреля 2017, 17:34
Владимир Лобков (Аудиомания)
Олег Викторович, здравствуйте.
Тем не менее, достоинств МС никто не отменял, а шумы дополнительного каскада усиления MC фонокорректора ликвидируются заменой такового на повышающий трансформатор. Встроенные в виниловый проигрыватель фонокорректоры на лампах, очевидно, очень большая экзотика.
27 июля 2017, 15:28
Олег Викторович (Клиент Аудиомании)
"Входные трансформаторы, применяемые для согласования фонокартриджей по импедансу, звучат не так, как электронные схемы. Дополнительные шумы намагничивания (шумы Баркхаузена) делают звук мягче, но снижают разрешение. Так что супер качество вашей головки может потеряться в шумах трансформатора." -- профессор ван ден Хул...
23 ноября 2015, 17:31
Эдвинович
ММ лучше
Написать свой комментарий