The Phoenician Scheme — «Финикийская схема»

The Phoenician Scheme

2025 Universal, Focus Features, Indian Paintbrush

Жанр: авторское многожанровое кино
Сценарий: Уэс Андерсон, Роман Коппола
Режиссер: Уэс Андерсон
Оператор: Брюно Дельбоннель
Композитор: Александр Деспла

В ролях: Бенисио Дель Торо, Миа Триплтон, Майкл Сера, Риз Ахмед, Том Хэнкс, Брайан Крэнстон, Матьё Амальрик, Ричард Айоади, Уиллем Дефо, Скарлетт Йоханссон, Руперт Френд, Труман Хэнкс и др.

The Phoenician Scheme

Что: История о том, как в 1950-м году энергичный и не стесненный моралью бизнесмен Жа-Жа Корда пытался реализовать крупный строительный проект на Ближнем Востоке. Однако его могущественные недоброжелатели увеличили стоимость стальных заклепок на бирже и в итоге проделали дыру в финансировании. Закрыть ее собственными средствами герой был не в состоянии, поэтому отправился уговаривать нескольких своих партнеров, чтобы те взяли на себя возросшие расходы. Такова основная линия сюжета.

По сети гуляет версия, что прототипом главного героя был известный нефтяной магнат Гулуст Гюльбенкян. Сами авторы этого никогда не говорили. Кто-то из журналистов выдумал, а все остальные повторяют. На самом деле объединяет их только то, что оба действовали на Ближнем Востоке примерно в одно и то же время. Значительно больше у Жа-Жа Корды общего с Илоном Маском (если не брать во внимание разные эпохи), при желании можно найти черты и других известных бизнесменов. Еще больше — от литературных персонажей. Это собирательный образ, поэтому искать реальные прототипы бессмысленно. А вот попытаться понять смысл, который в него вложили авторы, значительно полезнее. Но это сложнее, чем повторять чужие выдумки, поскольку смыслов в фильме множество.

The Phoenician Scheme

Некоторые критики считают, что главное в фильме — семейные отношения героя с дочерью-монашкой (она единственная, кого он назначил своим преемником, и как мы понимаем по ходу фильма, не зря), а еще с девятью сыновьями от разных жен, а также с родным братом, который старается его убить. В чем истоки таких сложностей, нам не рассказывают. Очевидно, автор не считает это существенным. Что тогда? У каждого, кто досмотрел фильм до конца, будет своя версия на этот счет. И она будет правильной.

Кто. Фильм абсолютно авторский, хотя идея картины принадлежит Роману Копполе (сыну того самого Копполы), а сценарий написан им вместе с Уэсом Андерсоном. Именно он и является главным автором фильма. Значимая роль в его создании принадлежала и оператору Брюно Дельбоннелю, он в команде Андерсона новичок — предыдущие фильмы снимал Роберт Д. Йоумен. С чем связана замена, ни пресса, ни критики не знают. Может, человек заболел — 74 года как никак. Новый для Уэса Андерсона оператор ничуть не слабее старого, а может, даже и сильнее. Он снял такие визуально выразительные картины, как «Дом странных детей Мисс Перегрин», «Большие глаза», «Мрачные тени» (все три — Тима Бёртона»), «Франкофония» и «Фауст» Александра Сокурова, «Долгая помолвка» и «Амели» Жан-Пьера Жене, не говоря уж о таких «мелочах», как «Гарри Поттер и Принц-полукровка» и «Через Вселенную».

The Phoenician Scheme

Актерский состав, как всегда, у Уэса Андерсона феноменальный. Здесь нет Эдриана Броуди и некоторых других замечательных актеров, которые снимались у режиссера раньше. Главную роль исполнил Бенисио дель Торро, который уже снимался у Андерсона во «Французском вестнике», но в эпизодической роли. Возникает ощущение, что режиссер хотел собрать здесь всех, с кем работал раньше, придумывая для них какие-нибудь роли, лишь бы зритель узнал знакомое лицо и порадовался. Естественно, всех не получилось. Но зато у него появились новые, с кем раньше не работал, например, Майкл Серра и Миа Триплтон (дочь Кейт Уинслет), которым достались очень важные роли. А некоторым старым особо повезло, например, Скарлет Йохансон — пусть у нее в фильме и совсем маленькая роль, зато она предстала в совершенно новом для себя образе. Оказывается, она реально очень хорошая актриса — признайтесь, вы этого раньше не знали?

The Phoenician Scheme

Как. Фильм снят в изобразительной стилистике прежних картин Андерсона — та же винтажная цветовая гамма, то же геометрически правильное построение кадра, только все это доведено до максимальной степени, до совершенства. Снимали на пленку 35 мм, очевидно, чтобы усилить эффект ретро. Потом, естественно, оцифровали и обработали. Перспектива всегда выстроена строго по оптической оси объектива — так было у Андерсона и раньше, но здесь это сильнее бросается в глаза. Да еще и оптику применяли непростую — это видно по идеально прямым линиям и отсутствию каких-либо геометрических искажений. Возможно, прежнему оператору не хватало перфекционизма, потому его и заменили. Как бы то ни было, но новый очень хорошо понял замысел постановщика и выполнил его даже не на 100, а на 200 процентов.

The Phoenician Scheme

Из всех картин режиссера эта — самая динамичная, бодрая, сатирически острая и смешная (для тех, кто понимает юмор Андерсона). Не такая сложная, глубокая и богатая смыслами, как «Отель "Гранд Будапешт"», которая оценивается многими критиками как самая значимая работа режиссера. Но обладающая важным свойством всех творений Уэса Андерсона — способностью проникать в подсознание восприимчивого зрителя и продолжать там работать спустя много дней после просмотра. Да, это кино не для всех. Но фильмов «для всех» не бывает, и быть не может.


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", июль 2025 г. www.salonav.com

Эту статью прочитали 904 раза
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий