О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео497Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2567Музыкальные и кинообзоры622Глоссарий
Сейчас в продаже
Primare
Безупречность во всех аспектах: философия Primare.
Подробнее о бренде PrimareОбзоры товаров под маркой Primare (25)Официальный сайт Primarehttps://primare.net
Усилитель Primare I35 и проигрыватель CD35 c модулями Prisma | журнал SalonAV
Мы не раз рассказывали о компонентах шведской компании Primare с «Призмой» — фирменной сетевой платой для потокового воспроизведения музыки. Но давайте посмотрим, насколько она хороша в составе аудиокомплекса самого высокого класса, а заодно разберемся, какие системные конфигурации с ней наиболее оптимальны.
ПРОГРАММА МАКСИМУМ
Даже сегодня, когда сетевые аудиотехнологии насчитывают уже второй десяток лет, лишь немногие производители Hi-Fi могут похвастать доведенной до ума собственной платформой для потокового воспроизведения. Под ней мы подразумеваем все составляющие, необходимые для создания законченной network-системы: собственное аппаратное и программное обеспечение, которые в идеале должно поддерживать любые форматы Hi-Res Audio и самых раскрученных поставщиков стримингового контента, всю надлежащую «протокольную» проработку для беспроводного и мультирумного воспроизведения, а также продуманные «контрольные точки» — эргономичные, оптимизированные и не глючные мобильные приложения для управления, которые можно для любых планшетов и смартфонов.
Удивляет ценовая политика производителя: Prisma, установленная в интегральный усилитель, обходится почти даром, менее чем в 6000 рублей. А в источнике — 18 тысяч.
Почти все из перечисленного уже отлично развито в Primare Prisma. С этой платформой мы познакомились, когда тестировали компактный и относительно недорогой ресивер Primare I15 Prisma. После нее на редакционных испытаниях побывал полноразмерный сетевой интегральник i25 Prisma и выполненный в формате миниатюрного аудиостримера NP5 Prisma. Во всех случаях шведская разработка показала себя как экосистема с весьма широкими возможностями и завидными характеристиками (они перечислены в таблицах в конце статьи). А после недавнего обновления апплетов Prisma стала еще более универсальной, удобной и понятной для неподготовленного пользователя — если сомневаетесь, то взгляните на скриншоты:
Благодаря платформе Prisma и гибкой модульной идеологии добавления сетевых функций, которой придерживается производитель во всех своих компонентах последнего поколения, электроника Primare и завоевала популярность у самых прогрессивных аудиофилов.
Но есть одно «но». Та же модульность в сумме дает столько вариантов составления системы, что в них немудрено запутаться. Особенно много вопросов возникает у тех, кто ориентируется на продвинутые компоненты Primare флагманской 35-й линейки (спойлер: на самом деле она уже не топовая — ждите приятных новостей). Дело в том, что «Призма» в виде инсталлированной опционной платы SM35 может ставиться и в CD-проигрыватель CD35, и в предварительный усилитель PRE35, и в интегральный I35. В двух последних случаях компоненты оснащаются также и платой цифроаналогового преобразования DM35. Он построен на продвинутом дефицитном чипе AK4497 и имеет USB-хаб, который поддерживает прием данных с PC по асинхронному протоколу с частотой дискретизации PCM до 768 кГц/32 бит и DSD 11,2 МГц. Но удивляет ценовая политика производителя: Prisma, установленная в интегральный усилитель, обходится почти даром, менее чем в 6000 рублей. А в источнике — 18 тысяч. И не факт, что более дорогой вариант будет лучше с точки зрения качества звучания.
самая выгодная и самодостаточная стереосистема из «тридцать пятых» составляется так: берется интегральник I35 в полной комплектации с модулями DM35 и SM35 и дополняется транспортом Primare DD35.
Очевидно, что самая выгодная и самодостаточная стереосистема из «тридцать пятых» составляется так: берется интегральник I35 в полной комплектации с модулями DM35 и SM35 и дополняется транспортом Primare DD35 (кстати, оба компонента сейчас предлагаются российским поставщиком по весьма привлекательным ценам, что позволит сэкономить достаточно средств для приобретения еще более продвинутой акустики и серьезных кабелей).
Второй вариант, который многим покажется самым логичным и правильным, где усилитель I35 приобретается в чистом виде, без опций, а CD35 заказывается с «Призмой», выйдет подороже — такова плата за каноническое разделение компонентов на аналоговый и цифровой тип.
Но самое интересное, что, выбирая промежуточное решение (I35 только с DAC, а CD35 — в полной версии, с сетевой платой), тоже придется немного переплатить, зато получаешь самый гибкий вариант. Во-первых, в системе появляется два разных по характеру ЦАПа (тот, что встроен в проигрыватель, построен на ESS Sabre ES9028PRO). Во-вторых, за счет дополнительных цифровых входов появляется возможность использовать не только больше источников, но также и альтернативные линии передачи сигнала между усилителем и универсальным сетевым CD-проигрывателем (одна из них может быть настроена кабелями специально под какой-то музыкальный жанр). В конце концов, стриминговую плату SM35 можно вообще переставить из источника в интегральник, если возникнет желание опробовать другую конфигурацию или совсем расстаться с CD-плеером.
Наконец, есть и максимальный вариант, где за основу берется оконечник A35.2 и пред PRE35 — естественно, с Prisma и DAC. Но с ними все понятно — это самое бескомпромиссное решение. А какой из первых трех обеспечит максимум качества? Чтобы это узнать, мы составили в один сетап два компонента, которые вряд ли имеет смысл рассматривать тандемом — они оба с «Призмами». А чтобы докопаться еще и до особенностей каждого, погоняем с разным усилением/акустикой, а также через альтернативные ЦАПы.
Про I35 сразу можно сказать следующее — как усилитель он не капризен и универсален. С ним мы испытали уже не одну пару АС, поэтому уверенный контроль басовой полосы и высокая детальность на всех динамических уровнях (как на самых тихих «тающих» звуках, так и на мощнейших контрастах) сюрпризом не стала. Фирменные 150-ваттные оконечники с технологией усиления UFDP 2 (это усовершенствованный класс D, но в полностью аналоговой реализации) вполне «прокачали» и дорогие KEF Blade. Правда, самый тяжелый низкий регистр прозвучал чуть сдержаннее того, что способны выдать эти башни, но он не вышел из-под контроля — не получился «тормозным», «тягучим», «раздавленным» и т.д.
Фирменные 150-ваттные оконечники с технологией усиления UFDP 2 вполне «прокачали» и дорогие KEF Blade.
По аналоговым входам I35 похвально прозрачен. Мы опробовали два варианта подключения CD35 Prisma — один сигнал запустили как есть, с аналоговых выходов проигрывателя, а второй — через винтажный ЦАП California Audio Labs Alpha c ламповым выходом. И I35 предельно ясно, без какой-либо «отсебятины» показал разницу между современным дельта-сигма и старым мультибитовым преобразованием. Я, кстати, не буду говорить, какое из них больше располагало к себе — у каждого свои особенности, а вообще это дело вкуса.
Встроенный в I35 ЦАП, по моему мнению, без труда обыграл оба перечисленных конвертора (особенно при USB-подключении источника). Звук чрез DM35 получился самым упорядоченным по тембрам, самым ясным в пространственном представлении, с самой четкой и фактурной динамикой. Но кому-то такой саунд может показаться и слишком техничным. Или отстраненным, потому что в нем нет ярких эмоциональных доминант.
DM35 предопределяет и характер звучания сетевой платы Prisma — он получается таким же аналитично-подробным, с отличным фундаментом, но без пластичных вольностей. Как дополнительный плюс отмечу, что звучание файлов с подключенного напрямую к USB-порту накопителя получается практически таким же по качеству, как и при сетевом подключении с медиасервера или смартфона. В каком компоненте стоит «Призма» — в усилителе, или в CD-проигрывателе — тоже не имеет принципиального значения. Если сигнал от внешнего сетевого модуля передается по качественной оптике, результат получается практически тождественным тому, что дает и встроенная в I35 «Призма». Но с коаксиальным соединением отличия уже есть — подбором кабеля, думаю, можно добиться интересных результатов.
Из всего этого напрашивается следующий вывод: если вас интересует в первую очередь воспроизведение по сети, оптимально брать только интегральный I35 Prisma.
Из всего этого напрашивается следующий вывод: если вас интересует в первую очередь воспроизведение по сети, оптимально брать только интегральный I35 Prisma. Вы не поступаетесь в качестве воспроизведения ни в чем. Другое дело, если вы рассматриваете сеть, как дополнительную возможность, а делает ставку на свою коллекцию CD и вообще рассматриваете иное усиление.
Чтобы понять, насколько хорош CD 35 Prisma в качестве продвинутого музыкального источника, мы подключили его к однотактным моноблокам, собранных на лампах 12AT7 и выходных 845-х, подключенных к классическим KEF Reference 205/2 дорогими акустическими кабелями. Получился предельно короткий и чистый тракт — старый мультибитовый ЦАП от CAL c своего транспорта в нем «поет» так, что пронимает до мурашек. А в случае в CD 35 Prismа можно даже не прибегать к аттенюаторам громкости на усилителях, так как оба аналоговых выхода — и балансные, и обычные линейные — в проигрывателе могут работать в регулируемом режиме и управляются с мобильного приложения. Но учтите, что этот вариант может звучать с гипертрофированной детальностью.
Как цифровой сетевой транспорт CD 35 Prisma проявил себя весьма достойно. На той же системе, но в сочетании с профессиональным студийным ЦАПом Weiss DAC1 Mk3 (требует специальные кабели для подключения S/PDIF) был получен очень красивый звук — с буквально тактильными образами, с опрятной проработкой всех нюансов, с полнокровной динамикой. Все было прекрасно, но теперь меня не оставляет другой вопрос: недорогой сетевой транспорт NP5, с той же «Призмой», но в отдельном корпусе, не показал бы в том же сетапе похожий результат?
КОМПОНЕНТЫ
- Источники
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- смартфоны Vivo X50 Pro и iPhone 11
- ЦАПы California Audio Labs Alpha Tube DAC и Weiss DAC1 Mk3
- Акустические системы KEF Reference 205/2, KEF Blade
Primare CD35 Prisma | |
Производитель | Primare A/S (Швеция) |
Поддерживаемые форматы | CD Audio, WAV, FLAC, ALAC, AIFF, DSD, AAC, WMА, Ogg Vorbis, mp3 |
Поключения | UPnP/DLNA, Spotify Connect, Chromecast, Roon Ready |
Беспроводные протоколы | Bluetooth (SBC), WiFi 802.11 b/g/n/ac, AirPlay 2 |
Входы | LAN, USB Type-A |
Выходы | оптический TOSLink и коаксиальный |
Габариты | 430 x 106 x 385 мм |
Масса | 10,8 кг |
Primare I35 Prisma | |
Входы | 4 оптических TOSLink, 2 коаксиальных RCA, USB Type-A (все поддерживают до 24 бит/192 кГц и DSD128), USB Type-B (до 32 бит/768 кГц, DSD256), LAN, 3 линейных RCA, 2 XLR |
Выходы | коаксиальный, RCA на запись и PreOut |
Поддерживаемые форматы | WAV, FLAC, ALAC, AIFF, DSD, AAC, WMА, Ogg Vorbis, mp3 |
Поключения | UPnP/DLNA, Spotify Connect, Chromecast, Roon Ready |
Беспроводные протоколы | Bluetooth (SBC), WiFi 802.11 b/g/n/ac, AirPlay 2 |
Выходная мощность | 2 х 150 Вт (8 Ом), 2 x 300 Вт (4 Ом) |
Диапазон воспроизводимых частот | 20 — 20 000 Гц (при неравномерности -0,2 дБ) |
Искажения | менее 0,01% (при выходной мощности 10 Вт) |
Отношение сигнал/шум | более 100 дБ |
Потребляемая мощность (в простое) | до 42 Вт |
Габариты | 430 x 106 x 420 мм |
Масса | 11 кг |
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", март 2021 г. www.salonav.com