О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео494Фотогалерея99Интересное о звуке804Новости мира Hi-Fi2531Музыкальные и кинообзоры613Глоссарий
Сейчас в продаже
Octave
Продукция немецкой фирмы Octave создаётся людьми, страстно влюблёнными в музыку, а кроме того, обладающими богатейшим опытом в создании электроники и склонными к перфекционизму во всём. Результатом становятся инновационные, идеальные конструктивно, безопасные и долговечные и, конечно же, удобные и приятные в использовании усилители, впечатляющие не только элегантной внешностью, но и выдающимися способностями передавать музыку во всём её великолепии.
Подробнее о бренде OctaveОбзоры товаров под маркой Octave (27)Официальный сайт Octavewww.octave.de/en
Усилители Octave Jubilee PRE и Mono SE / positive-feedback.com
Германская компания Octave Audio была основана в 1968 году Карлом Хайнцем Хофманном и первоначально производила трансформаторы. В 2000 году бизнес возглавил его сын, Андреас Хофманн; с тех пор компания носит нынешнее название. Мы тестируем ее топовую систему Jubilee.
Хотя первые усилители Octave были выпущены в 1975 году, а с 1977 года все они были ламповыми, еще в 1968 году отец г-на Андреаса открыл завод по производству трансформаторов своей мечты. История польской компании Fezz Audio роднит ее с Octave – у нее также все началось со старшего члена семьи, наладившего выпуск тороидальных трансформаторов, а впоследствии на этой основе было организовано предприятие по производству усилителей.
Изначально германская продукция, предназначенная, например, для медицинской промышленности, выпускалась под маркой Hofmann. И мы уже знаем, почему компания Octave не была названа в честь своего основателя, хотя в то время это был вполне популярный подход – стоит вспомнить, например, Марка Левинсона, Конрада Джонсона и другие имена, ставшие брендовыми.
На мой вопрос об истоках своего успеха г-н Хофманн-младший рассказал следующее.
Возможно, этот факт не очевиден, но компания Octave работает на рынке уже около 40 лет. Мой подход к воплощению собственных идей с самого начала основывался на том, что это возможно только в том случае, если все основные блоки лампового усилителя будут разработаны и изготовлены собственными силами. Это относится к источнику питания, выходным и линейным трансформаторам, так что мы на 100% не зависимы от внешних поставщиков и их разработчиков. Благодаря этому наши проекты могут быть по-настоящему гибкими и уникальными. Производство механических комплектующих передано на аутсорсинг специалистам, работающим в нашем регионе.
В линейке компании представлены только ламповые аппараты – как предварительные усилители, так и мощники. Серия Jubilee, в которую входят предусилитель PRE и моноблоки Mono SE – отдельная история. Идея ее создания родилась в 1993 году; как понятно из названия, она должна была быть приурочена к празднованию юбилея компании Octave.
Процесс разработки предусилителя занял целых пять лет – первая версия PRE была представлена в 1998 году – а следующие столько же были потрачены на разработку усилителей мощности AMP. Комплект появился в продаже только в 2003 году – через десять лет после зарождения первоначальной идеи. Как мы уже писали в обзоре более ранней версии предусилителя, Андреас до сих пор не придумал ничего лучше, и нет никаких признаков того, что в обозримом будущем ситуация изменится.
В комплект входят ламповый предусилитель PRE и пара моноблоков AMP, которые с недавних пор предлагаются в версии Mono SE. Поначалу мощники оснащались лампами KT88, по восемь штук на канал; в настоящее время они заменены на KT120. В плане дизайна отличительной чертой серии является отделка передних панелей мрамором благородных сортов, а также внешний вид: это большие и очень тяжелые «башни», напоминающие некогда популярные усилители Mark Levinson или модели Statement от Naim.
И вот прошло двадцать четыре года с момента появления предусилителя и девятнадцать – с выхода на рынок усилителей мощности. За это время мир изменился до неузнаваемости – но Jubilee все еще в строю.
Более того, этот усилитель кажется застывшим во времени. Если взглянуть на модели начала 2000-х годов и на нынешнюю, не особенно присматриваясь к ним, трудно будет найти какие-либо отличия – за исключением, может быть, использования мрамора другого сорта. Однако изменений было немало – просто все они произошли, если можно так выразиться, подкожно, в начинке. Схема также стала иной – не слишком радикально, но все же существенно. Однако информацию об этом трудно найти на сайте производителя, так что модель, скажем, десятилетней давности легко спутать с самой свежей.
Хронология серии Octave Jubilee
- 1998 – предварительный усилитель Jubilee Preamplifier
- 2001 – вторая версия Jubilee Preamplifier
- 2003 – усилитель мощности Jubilee Power Amplifier (8 ламп 6550 C, 240 Вт / 4 Ом)
- 2013 – вторая версия Power Amplifier: Jubilee HP (8 ламп KT120, 400 Вт / 4 Ом)
- 2015 – третья версия Power Amplifier: Jubilee Mono SE (8 ламп KT120, 400 Вт / 4 Ом)
Несколько простых слов...
Андреас Хофманн
Владелец, разработчик
Войцех Пакуля: Не могли бы вы рассказать о различиях между первыми и последними версиями предусилителей и усилителей мощности Jubilee?
Андреас Хофманн: В Jubilee PRE я внес не так уж много модификаций. Основные правки были сделаны в 2001 году – помимо незначительных в наборе ламп в течение последующих лет. С тех пор предусилитель оставался практически неизменным.
С усилителем мощности Jubilee дело обстоит иначе. До 2013 года эта модель с комплектом из восьми ламп 6550 или KT88 почти не менялась. Затем появилась опциональная версия High Power с лампами KT120 и увеличенной до 400 Вт мощностью. В 2015 году они обе были заменены мощником Mono SE, оснащенным последовательно соединенными лампами KT 120. Еще одна особенность, которую можно заметить снаружи – это восемь регуляторов смещения, по одному на каждую выходную лампу, вместо одного главного на все восемь, как было в предыдущих версиях. С 2015 года Jubilee Power Mono SE также остается неизменным.
ВП: Что еще за это время изменилось в усилителе?
АХ: Разница между старым усилителем Jubilee Power и версией SE заключается в переработанной схеме задающего контура, оптимизированном «суперсимметричном» выходном трансформаторе и блоке питания с большим резервом мощности. Кроме того, у последнего меньше паразитное магнитное поле и более высокий КПД благодаря улучшенному силовому трансформатору. Нулевой уровень фонового шума (менее 0,2 мВ) на выходе для меня очень важен, поскольку на Дальнем Востоке у нас много клиентов с высокочувствительными колонками.
ВП: Изменилась ли идея серии Jubilee за прошедшие годы?
АХ: Нет, ничего не изменилось. Jubilee Pre сохраняет уникальную позицию в нашей линейке благодаря конструкции усилителя с нулевой обратной связью. Мощник остается нашей топовой моделью с точки зрения качества звука и примененных технологий и будет по-прежнему играть роль бескомпромиссного флагмана.
Это актуально для пентодных двухтактных усилителей высокой мощности класса A/B – но, с другой стороны, я работаю с однотактными усилителями класса А и двухтактными усилителями класса А в целом. Конечно, такие конструкции ограничены по выходной мощности, но с точки зрения звуковых характеристик и сочетания с АС различных конструкций они открывают новые возможности. К высокочувствительным колонкам с высокой детальностью в общем случае трудно подобрать усилитель. Это зона неопределенности, с трудом поддающаяся анализу. Но два наших усилителя SE и интегральник V 70 Class А получают очень хорошие отзывы от клиентов.
ВП: Поменялось ли звучание усилителя из-за смены выходных ламп?
АХ: Не особенно; хотя у таких ламп, как KT120, есть потенциал, который нужно раскрыть. Это, с одной стороны, более высокая выходная мощность, а с другой – иной характер звучания. Когда я начал работать с лампами этой марки, звук показался мне неудачным, но после оптимизации конструкции и изменения некоторых деталей, имеющих отношение к его формированию, я обнаружил, что он вполне хорош. Как показал мой опыт, эти модификации пошли на пользу и моделям с более старыми лампами KT88 и 6550.
ВП: Что вы думаете насчет доступности ламп Tung-Sol в нынешней глобальной ситуации?
АХ: Сейчас трудно что-то об этом сказать; у нас большие запасы, и я надеюсь, что в ближайшие четыре-шесть месяцев поставки снова нормализуются. Но, конечно, цены вырастут.
ВП: Расскажите о схемах, примененных в предусилителе и усилителе мощности. Какие типы схем вы использовали?
АХ: Я не знаю, существует ли традиционная терминология для схем моих усилителей. Особенно это касается задающих каскадов, разветвителей фаз и так далее. Важный аспект моих мощников – конструкция выходного каскада. Это исключительно пентодная схема, не ультралинейный режим и не триодное включение. В некоторых аудиофильских кругах она подвергается критике, но, на мой взгляд, у этого режима больше преимуществ, чем недостатков.
Усилитель нельзя свести к нескольким принципам; на мой взгляд, ключом к идеальной конструкции является оптимальное сочетание всех элементов схемы, включая источник питания и выходной трансформатор.
Например, работу Jubilee PRE определяют ламповый вход и ламповый основной усилитель, сочетающиеся с выходным буфером с разомкнутым контуром для подачи на RCA- и XLR-выходы.
ВП: Насколько для вас важна секция питания?
АХ: Очень, очень важна: это не только стабильность источника питания, но и подавление шумовых искажений в сети.
ВП: Кто производит трансформаторы, которые вы используете? Есть ли в них что-то особенное?
АХ: Мы самостоятельно производим все трансформаторы; каждый силовой или выходной трансформатор оптимизируется и подгоняется под каждую модель. У нас есть два намоточных станка Meteor; оборудование этого типа отличается чрезвычайной точностью и благодаря программируемому процессу обеспечивает исключительно однородное качество намотки. Взгляните на фотографии станка Meteor 1: он выглядит крошечным, но весит целых 150 кг. Силовые трансформаторы заливаются смолой в вакууме, выходные проходят через аналогичный процесс.
Jubilee PRE
PRE – это ламповый предусилитель с внешним полупроводниковым источником питания. После выпуска предыдущей версии этого устройства, которую мы тестировали в 2012 году, то есть 10 лет назад (!), его электронная схема стала немного другой; самое значительное изменение касается регулятора громкости. Теперь аттенюатор представляет собой классический потенциометр Alps, объединенный с двигателем, благодаря чему предусилителем можно управлять с помощью пульта ДУ. С точки зрения класса аттенюатора это шаг назад, поскольку ранее применявшиеся японские комплектующие Tokyo Ko-On Denko считаются одними из лучших в мире; зато процесс управления стал гораздо удобнее.
Известный нам по другим устройствам компании пульт ДУ – образец простоты. На нем всего две кнопки, позволяющие увеличивать и уменьшать уровень громкости. Его металлический корпус относительно невелик, поэтому его легко держать в руках. Чтобы предусилитель «увидел» пульт, необходимо инфракрасный приемник кабелем подсоединить к разъему RS-232. Этот аксессуар можно закрепить на стене за устройством или перед ним в точке, на которую пользователь сможет легко направить пульт.
Конструкция Jubilee PRE впечатляет. Его электронная схема разделена на две секции. В большей из них располагаются схемы звукоусиления, в меньшей – блок питания. В первой установлены лампы, числом пять, все из семейства ECC82. Андреас Хоффманн, большой поклонник ламп категории NOS, использует более экзотические их версии – например, редкие лампы E80CC во входном каскаде. В тестируемом аппарате я обнаружил российские лампы Tung-Sol и словацкие JJ Electronics – последние в малошумящей вариации ECC802S. Шасси почти полностью изготовлено из алюминия.
ФРОНТ
Передняя панель устройства имеет характерную форму: она оптически и механически разделена на три части. Центральный элемент, выполненный из декоративного мрамора, сразу же привлекает внимание. По бокам от него расположены чуть более высокие алюминиевые пластины.
В центре «каменной» части располагается большой круглый регулятор громкости, под ним выгравирован логотип компании. Первый приятен в деле, но определить его положение с места прослушивания очень сложно. Насечки на нем нанесены только сбоку – разработчики забыли, что любитель музыки может находиться впереди. Возможно, решением мог бы стать буквенно-цифровой дисплей со светодиодными модулями? На обеих алюминиевых панелях расположены круглые ручки меньшего размера и столбики красных светодиодов. Левой ручкой можно выбирать источник звука – либо из комплекта входов без сквозного канала (Source), либо двух с оным. Здесь же находится доступ к функции отключения звука. Правый регулятор предназначен для выбора конкретного входа.
Верхняя часть устройства любопытна тем, что ее форм-фактор – не привычный кубоид. Она напоминает продукцию McIntosh или Audio Research: над более широким шасси возвышается нечто более узкое, но высокое, а на обеих сторонах предусмотрены длинные ручки. Верхняя крышка также состоит из трех элементов: боковые части сделаны из перфорированного алюминия, а средняя – из тонированного стекла. Под ним находится несколько светодиодов; некоторые из них – это индикаторы напряжения в цепях питания, еще один показывает, разрядились ли конденсаторы блока питания после выключения предусилителя.
На верхней панели расположены четыре кнопки. Первой из них можно выбрать коэффициент усиления (позиция «High»: 17,5 дБ / 23,5 дБ для RCA / XLR; «Low»: 10 дБ / 16 дБ для RCA / XLR). Для своей системы, как и в случае с предыдущей версией предусилителя, я выбрал настройку «Low», при которой соотношение сигнал/шум на целых 8 дБ лучше, чем при «High». При нажатии на вторую кнопку инвертируется абсолютная фаза сигнала, а две остальные задают направление копирования ленты между двумя контурами сквозного канала.
ТЫЛ
Задняя панель разделена на две секции. На левой располагаются входы – четыре RCA и два балансных XLR, дублирующих два RCA-входа. Балансные входы обозначены как CD и Phono (он фактически является линейным входом, оптимизированным для фонокорректора).
Последний подключен параллельно соответствующему RCA-входу, тогда как CD-вход специально десимметризован при помощи трансформаторов. Однако стоит иметь в виду, что его входное сопротивление гораздо ниже, чем у RCA – 2 кОм по сравнению с 100 кОм. Рядом с разъемами находятся три тумблера: одним мы выбираем вход RCA, вторым отключаем землю от шасси, а третий предназначен для Phono.
Во второй секции расположены выходы и разъемы, предназначенные для двух контуров сквозного канала. В наличии четыре выхода: два балансных XLR («горячий» контакт № 2) и два несимметричных RCA. Рядом с ними находится превосходный многоконтактный резьбовой цоколь для подключения кабеля питания.
И в предусилителе, и в усилителях мощности применены высококачественные комплектующие, включая мощные прецизионные резисторы, конденсаторы ERO / Vishay и другие.
БЛОК ПИТАНИЯ
Внешне блок питания соответствует усилителю: это не привычная уродливая черная коробка, а полноценный компонент системы. Передняя панель выглядит так же, как и у усилителя – она состоит из двух алюминиевых пластин и сланцевой вставки. На ней располагается единственная кнопка включения с синим светодиодом. На задней панели – разъем IEC для подключения к электросети, два комбинированных гнезда Neutrik для дистанционного переключения питания усилителей мощности, а также сетевой кабель – довольно длинный и экранированный.
Внутреннее пространство блока питания разделено алюминиевым экраном на две секции. В задней находится огромный силовой трансформатор с классическим Ш-образным сердечником. Он расположен внутри большого экрана и залит вибропоглощающим материалом. Выключатель питания прикручен к экрану и соединен длинным валом с кнопкой на передней панели.
В «чистой» передней секции размещены два полных блока питания с быстрыми (т. е. малошумящими) диодами Шоттки (третий выпрямитель с такими же диодами находится в модуле звукоусиления). Также здесь имеются стабилизирующие контуры, микропроцессор, управляющий разогревом ламп, и другие элементы. Корпус изготовлен из алюминия. Блок питания опирается на три резиновые ножки, сам предусилитель – на четыре.
Jubilee Mono SE
Каждый усилитель Jubilee Mono SE весит почти 70 кг, поэтому на мой третий этаж без лифта они были доставлены с помощью специального электрического «лестничного подъемника». Команда польского дистрибьютора установила их на кварцевых подставках собственного производства и на подложках Acoustic Revive RKI-5005. Это заняло много времени, но результат оказался потрясающим: вместе с предусилителем они составляют впечатляющий комплект, особенно с корпусами черного цвета в сочетании с конкретным видом мрамора на передней панели.
Mono SE – это усилитель мощности в виде двух моноблоков. Это ламповое устройство с полупроводниковым блоком питания способно выдавать мощность 400 Вт на 4 Ом и 460 Вт пиковой. И это при минимальном КНИ 0,1% в диапазоне частот от 1 Гц до 80 кГц (0,5 дБ)! Это действительно впечатляет.
ФРОНТ
Усилители имеют форму высоких «башен», отсылающих к традиции моделей Mark Levinson, которую компания Naim несколько лет назад использовала в своей системе Statement. Такой форм-фактор позволяет разместить большие блоки питания в шасси, которое не занимает слишком много места на полу. Несмотря на это, Jubilee Mono SE огромны: размеры каждого составляют 280 × 707 × 484 мм. Корпус изготовлен из алюминиевых балок, образующих раму, к которой прикручены пластины из того же металла, задемпфированные с внутренней стороны. Передняя панель выполнена из алюминиевых пластин с полосой из декоративного камня.
Выходные лампы расположены в верхней части корпуса в два ряда – это восемь лучевых тетродов КТ120 производства российской компании Tung-Sol. Это единственный производитель ламп такого типа по столь приемлемой цене.
Электронная схема усилителя позволяет пользователю задавать смещение выходных ламп – его регулировка осуществляется вручную. Выбор лампы выполняется при помощи переключателя на верхней панели, затем ее напряжение отображается на трехкомпонентном светодиодном дисплее. Изменить его можно посредством небольших потенциометров на задней панели. Рядом с дисплеем также находятся светодиоды, которые показывают, что выходной сигнал заглушен, и индикатор выбранного режима работы выходных ламп – «High Bias» (высокое смещение) и «Low Bias» (малое смещение); речь идет о выборе рабочей точки. Активировать функцию отключения звука и изменить режим работы можно с помощью маленьких кнопок на верхней панели.
ТЫЛ
Задней панелью модель напоминает транзисторный усилитель – из-за большого радиатора. Он нужен для охлаждения активных элементов блока питания. Рядом с ним располагаются два линейных входа – RCA и XLR, для выбора между которыми предназначен небольшой переключатель. Андреас Хофманн рекомендует использовать небалансные кабели, поскольку у самого усилителя несимметричная схема. Также здесь имеется переключатель режима ECO.
Он имеет экономическое и экологическое измерения, которые связаны друг с другом. Соответствующая схема защищает лампы и позволяет избежать избыточного потребления энергии. Она работает следующим образом: если на входе усилителя в течение 10 минут нет сигнала, аппарат переходит в режим ожидания – то есть он включен, но напряжение на лампы не подается. После появления сигнала усилитель готов к работе примерно через 30 секунд. Этот режим можно отключить.
Ниже располагаются большая кнопка включения и гнездо IEC, рядом с ними – разъем для дистанционного выключения усилителя и две пары массивных и удобных клемм Mundorf для подсоединения колонок. Точно такими же оснащен мой Soulution 710.
ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО
Архитектура усилителя позволяет разделить его секции. В верхней установлены выходные лампы. Прикрепленные болтами к задней панели, ниже располагаются входная цепь и задающий каскад для выходных ламп. Эта секция закрыта экраном. Здесь работают три лампы ECC82 – на одну меньше, чем в предыдущей версии модели. Эти лампы также произведены компанией Tung-Sol. Под ними находятся только блок питания и выходной трансформатор, которые занимают больше половины внутреннего пространства.
Два огромных конденсатора и гигантский силовой трансформатор определенно привлекают внимание. Он работает по схеме мягкого старта. Для входной цепи разработана плата со стабилизированным источником питания. Завершает картину большой, экранированный, залитый смолой выходной трансформатор, защищенный дополнительным экраном.
ЗВУК
ПОРЯДОК ПРОСЛУШИВАНИЯ
Комплект Octave Audio Jubilee я рассматривал в качестве системы и сравнивал ее со своим референсным аудиотрактом, то есть с ламповым предусилителем Ayon Audio Spheris III и полупроводниковым усилителем мощности Soulution 710. Сигнал от предусилителя к усилителю (или двум) мощности в обоих случаях передавался по межблочному кабелю Acrolink 8N-A2080III EVO, в качестве акустического был выбран Siltech Triple Crown (я также пробовал Western Electric NOS); межблочный кабель, передающий сигнал от SACD-проигрывателя Ayon Audio CD-35 HF Edition, принадлежал к той же серии.
Усилители были запитаны посредством двух кабелей WestminsterLab Standard Series и установлены на полу на вышеупомянутых платформах. Пред был подключен сетевым шнуром Harmonix X-DC350M2R Improved-Version и размещен на верхней полке стойки Finite Elemente Master Reference Pagode Edition MkII. Его блок питания располагался на ее средней полке на пневматической платформе Acoustic Revive RAF-48H.
Подборка записей, использованных в процессе тестирования
- Чет Бейкер, Chet Baker Sings And Plays, Pacific Jazz/EMI Music Japan TOCJ-90028, HQCD (1955/2006).
- Джо Пасс, For Django, Pacific Jazz/EMI Music Japan TOCJ-90027, HQCD (1964/2006).
- Pink Floyd, Wish You Were Here, EMI Records/Analogue Productions PFR25/19075810342, SACD/CD (1975/2018).
- Доминик Миллер и Нил Стэйси, New Dawn, Naim, naimcd066, CD (2002).
- Audiofeels, UnCovered, Penguin Records 5865033, CD (2009).
- Аня Гарбарек, Briefly Shaking, EMI Music Norway 86080226, CD (2005).
- Сюзанна Вега, Close-Up. Vol.1, Love Songs, Amanuensis Productions | Cooking Vinyl COCKCD521, CD (2014).
- Pink Floyd, The Dark Side Of The Moon, Harvest SHVL 804, 1E 064 o 05249/Analogue Productions CAPP 81033 SA, SACD/CD (1973/2021).
Когда мы видим перед собой мощные усилители, то подсознательно ожидаем от них сильного звука – такого, который «свалит с ног», а может быть, даже «сокрушит». Это давняя традиция – ассоциировать физические габариты устройства с его звучанием, и она основана на многолетнем опыте использования. Суть ее в том, что усилитель с маленьким силовым трансформатором не способен обеспечивать колонки необходимым током, особенно на пиковых сигналах. То же самое относится и к кабелям. Имея маленькое сечение, они не смогут быстро передавать большие токи.
В реальности все обстоит несколько иначе. Действительно, чем крупнее блок питания, тем лучше. В основе масштабного, характеризующегося естественным объемом звука – относительно величины конкретной комнаты прослушивания – лежит не столько отдача устройства по току, сколько его способность обеспечивать глубокие, детальные и когерентные по фазе басы. Емкость источника питания по току – лишь один из факторов; важный, но не единственный.
Кроме того, когда мы видим перед собой ламповый усилитель, то практически слышим его «ламповый» звук еще до того, как включим музыку. Это впечатление становится еще сильнее, если в нем используется несколько ламп – чем их больше, тем более ламповым кажется нам его звучание. Если мы объединяем большие габариты и множество ламп в одном устройстве, психологический эффект от встречи с ним может навсегда «сместить» наше восприятие его характера далеко от истинного положения дел. В случае с системой Octave Jubilee это было бы очень серьезной ошибкой.
Этот аппарат не является «теплым» в том смысле, что он не играет «лампово» и не создает «сокрушительного» масштабного звука. Он похож – не могу подобрать другого сравнения – на компактный и маломощный SET-усилитель, то есть однотактный ламповый вариант на триодах. Именно такой звук создают, например, модели Ancient Audio, работающие на прямонакальных триодах 300B, а также транзисторные усилители с трансформаторами на выходе – такие как 37-ваттный SUPREMO от Grandinote. В общем, его трудно загнать в какие бы то ни было рамки.
В процессе подготовки к собственно прослушиванию, то есть во время отбора коротких фрагментов из различных альбомов, я долгое время ставил джазовые, по большей части монофонические диски. Благодаря этому выяснилось, что германский усилитель – чрезвычайно точный аппарат с высокой детальностью и выдающейся динамикой. Его тональный характер нельзя назвать теплым, поскольку не только средний диапазон, но и весь спектр слышимых частот, включая верха, оказывается открытым и звучным. В нем происходит множество событий, и мы получаем невероятное количество информации, которая безупречно складывается в единый «акустический образ».
Таким образом, этот усилитель не будет активно предъявлять слушателю подробности; у него не «детализированный» звук – по крайней мере, не в стереотипном понимании этого термина. Все мелочи на месте, но как бы «между прочим»; они не выделяются из музыки, не вмешиваются в нее. Слушая выпущенный в Японии в формате HQCD альбом Чета Бейкера под названием Chet Baker Sings And Plays, мы совершенно четко понимаем, что он был записан в два разных дня, и что вещи из набора, включенного во второй трек альбома This is Always, гораздо более осязаемы и приятны для прослушивания. Тем не менее, мы осознаем, что с технической точки зрения композиции из Let's get Lost более правильны.
С другой стороны, если в альбоме Wish You Were Here группы Pink Floyd с ремастерингом Analogue Productions, выпущенном в 2018 году на SACD, в эпизоде песни Welcome to the Machine слышится голос в нижней октаве, расположенный в отдалении относительно основного, мы чувствуем, что это только эхо, а не основной вокал. И только в конце, когда он произносит: «Welcome to the Machine», а затем вступает гитара, они становятся равными. Octave делает подобные вещи без усилий, не стараясь это предъявить; вся эта информация просто ЕСТЬ.
Мощь Jubilee SE исключительно реальна; однако она не имеет ничего общего с часто встречающимися «отбойными молотками». Усилитель заряжает воздух энергией, не «атакуя» слушателя. Он поступает иначе, формируя очень масштабную музыкальную сцену и максимально правдоподобные образы инструментов. Более того, он не сжимает звук, поэтому многие альбомы, которые казались вам хорошо знакомыми, поразят вас гораздо более широким динамическим диапазоном. Именно с усилителями этого типа я в полной мере осознаю, что большое помещение предлагает гораздо более богатые возможности в этом отношении, и что в своей маленькой комнате я обречен на определенные компромиссы.
Octave насыщает воздух звуками, обладающими высокой собственной энергией, как если бы они были частицами темной материи, несущимися с огромной скоростью, которым молекулы воздуха – не преграда. Их нельзя увидеть, но они составляют большую часть «звуковой» массы вселенной, создаваемой этой системой. Вот почему в ее исполнении настолько впечатляют записи акустических инструментов, таких как гитары с диска Доминика Миллера и Нила Стейси New Dawn, вокал с альбома Audiofeels UnCovered или сгенерированные электронным образом чрезвычайно глубокие басы у Ани Гарбарек в Briefly Shaking.
Поразительные детальность и скорость, присущие звучанию всех этих релизов, рождают подлинное ощущение непосредственности происходящего. Мощь, о которой я говорил ранее, в данном случае заключается в отсутствии посредника между нотами и слушателями – как будто они создаются прямо перед нами, специально для нас, а не «вбрасываются» в комнату колонками. При этом сохраняются разница в оттенках между звуками, различия в положении инструментов на сцене, в их субъективных размерах и глубине.
Это также один из немногих усилителей – которые за всю мою карьеру рецензента я могу пересчитать по пальцам одной руки – способных настолько увлекательно прорабатывать развитие пространства. Отчетливо слышны отличия не только между композициями, но и в пределах одного трека – все зависит от того, как была сделана запись. Усилитель также создает невероятно глубокую музыкальную сцену. Ноты фортепиано Лан Лана с его последнего сольного альбома Goldberg Variations отличаются долгим затуханием, а также плотностью и полнотой. Акустика помещения, в котором записывался диск, была отображена передо мной в «окне» размером в несколько метров – в конце концов, я слушал его в своей комнатушке. Но благодаря такому способу представления она была более плотной и осязаемой, чем в реальности – и ее нельзя представить иначе, если мы хотим в полной мере воспринять эмоции, заложенные в записи. Германский усилитель способен сделать это играючи, как будто это происходит с ним само собой.
Пожалуй, именно эту непринужденность можно назвать его самым важным свойством. Мы не чувствуем, что работает усилитель; мы просто слышим музыку. Звук чистый, живой, открытый и невероятно быстрый, насыщенный и отменно сбалансированный. Акустическое пространство – огромное, но не преувеличенно громадное. Если в записи передний план показан близко, то он действительно ощущается как расположенный рядом со слушателем; если микрофон был размещен недалеко от инструмента, тот проявляется немного большим, чем если бы он был установлен на большем расстоянии. Дифференциация – а мы говорим именно о ней – абсолютно великолепна.
СМЕЩЕНИЕ: ВЫСОКОЕ ↔ МАЛОЕ
Сравнение двух режимов работы выходных ламп, с высоким (High Bias, HB) и малым смещениями (Low Bias, LB), выявляет достаточно большие различия в звучании. На мой взгляд, второй обеспечивает звучание поинтереснее. Не хочу говорить «лучше», потому что не все в этом случае оказывается таковым, но – как я уже сказал – это более занимательный вариант подачи.
Прежде всего, звучание в этом случае более живое. Удары по барабанам в первом треке альбома Лори Андерсон Bright Red оказываются более осязаемыми и реалистичными. При выборе высокого смещения атака делается более выраженной, а образ – более четким, однако при этом я также потерял часть «ткани», связывающей отдельные события. Также было отчетливо слышно, что при малом смещении сцена шире раскрывается и полнее обволакивает слушателя; при высоком она оказывается уже, но более глубокой.
Помимо этого, тональный баланс усилителя смещается вверх. Верхние ВЧ раскрываются, благодаря чему появляется больше деталей, но и нижние СЧ становятся менее насыщенными. Поэтому в режиме HB голос Сюзанны Веги в альбоме Close-Up Vol.1, Love Songs представал на сцене более статичным, в меньшей степени создавая ощущение присутствия «здесь и сейчас». Ее гитара уже не была равноправным участником выступления, играла немного снизу, и в ней слышалось меньше воодушевления. Нельзя сказать, что звук был плохим; многие другие усилители High-End-класса никогда не достигали таких высот. Тем не менее, в режиме LB подача была наполненной, более естественной, немного мягкой – но в положительном смысле; в режиме HB она оказалась несколько более жесткой.
В определенных условиях это может быть даже полезно. Если мы хотим «дисциплинировать» колонки, или если характеристики комнаты таковы, что некоторая часть низких частот в ней «подкачивается», и в итоге звук АС слишком растягивается, в этом случае может помочь высокий уровень смещения. Однако это не означает, что басы плохо контролируются при малом. Для примера, пульс, с которого начинается альбом Pink Floyd The Dark Side Of The Moon в версии SACD производства Analogue Productions, был одинаково хорош в режимах LB и HB. Но в режиме LB был четче обрисован второй, более тихий удар, тогда как в HB первый доминировал и немного отвлекал внимание от второго. В результате иллюзия сердцебиения исчезла, остался только пульс.
По этой причине весь тест был проведен при малом уровне смещения. В этом режиме получается более красочный и внутренне насыщенный звук. С точки зрения максимальной детальности он несколько уступает тому, что при «High Bias», но не настолько, чтобы рука потянулась к переключателю. Кроме того, LB раскрывает панораму сцены и звуков вокруг слушателя, и вертолет с диска Pink Floyd, кружащий вокруг головы, ощущается как более материальный и движется он более плавно. С HB он был менее четким, а его движение – прерывистым.
РЕЗЮМЕ
Последняя версия усилителя Jubilee от Octave – одна из лучших систем звукоусиления, которые я привечал в своем доме и о которых когда-либо в своей жизни слышал. Несмотря на то, что он не стремится играть «лампово» – это не Kondo Ongaku – он не притворяется и полупроводниковым аппаратом. Тем не менее, он такой же точный, быстрый и динамичный, как лучшие известные мне модели такого типа – например, мой усилитель Soulution 710, FM Acoustics 268C & 711 MkII или могучий Naim Statement.
Его звучание несколько отличается от остальных, поскольку ему присущи открытость в области высоких частот, как у Naim и FM Acoustics, и одновременно насыщенность в среднем диапазоне, как у Soulution. В плане динамичности он так же хорош, как и три других. Музыкальная сцена не поражает воображение, поскольку усилитель фокусируется главным образом на формах, а не на их акустическом окружении. Однако образы на ней, то есть инструменты и голоса, – объемные, полнокровные и с хорошо очерченными формами.
Octave ничего не перегревает, не смягчает пики, создавая естественный и приятный звук. Именно таким и должен быть верхний сегмент High-End-класса – и за это предусилитель Jubilee PRE и усилитель Jubilee Mono SE получают от нас знак отличия Gold Fingerprint.
Технические характеристики (по данным производителя):
Предварительный усилитель Jubilee PRE | |
Диапазон частот | 3 Гц – 500 кГц (+/- 1,5 дБ) |
Коэффициент нелинейных искажений | 0,001% / 3 В / 7,5 кОм |
Отношение сигнал/шум | 90 дБ (высокий коэффициент усиления) / 98 дБ (низкий КУ) |
Максимальное выходное напряжение | 8 В |
Взаимопроникновение каналов | 65 дБ / 1 кГц |
Проникновение сигнала между входами | 86 дБ / 10 кГц |
Входное сопротивление | 100 кОм |
Выходное сопротивление | 30 Ом (RCA), 2 x 30 Ом (XLR) |
Вес | усилитель – 17,2 кг | блок питания – 11,5 кг |
Габариты | усилитель – 435 x 170 x 480 мм | блок питания – 220 x 170 x 480 мм |
Усилители мощности Jubilee Mono SE | |
Лампы | 8 KT120, 3 ECC82 (на канал) |
Отношение сигнал/шум | > 103 дБ |
Диапазон частот | 10 Гц – 80 кГц (+/- 0,5 дБ) |
Выходная мощность | 400 Вт / 4 Ом |
Коэффициент нелинейных искажений | < 0,1% |
Коэффициент усиления | +28 дБ / 1,5 В |
Минимальное сопротивление подключаемых АС | 2 Ом |
Потребляемая мощность | 420 Вт / 800 Вт при полной мощности |
Габариты (В х Ш х Г) | 280 x 707 x 484 мм |
Вес | 66 кг (один моноблок) |
Войцех Пакуля