Винил вернулся, и он разный

Мир переживает «виниловый бум» — заметный скачок популярности пластинок среди меломанов. Рассказываем, почему винил вернулся и кто занимается его производством.

Почему вернулся винил

Винил оставался популярным примерно до конца восьмидесятых годов прошлого века. Позже его вытеснили более компактные и удобные CD и аудиокассеты. Однако в последние годы наблюдается возрождение формата: в 2016-м продажи пластинок достигли максимума за 25 лет. Этому поспособствовало несколько причин.

Дань уважения. Активное возрождение винила началось в 2007 году. Тогда учредили День музыкального магазина — праздник, во время которого сотни магазинов по всему миру устраивают концерты и продают эксклюзивные музыкальные записи, чаще всего на пластинках. Это помогло возродить интерес к «виниловой культуре».

«Материальность». Отчасти рост популярности винила связывают с распространением стриминговых сервисов. Люди истосковались по ощущению физической причастности к прослушиванию музыки, а такой тактильный формат, как винил, позволяет эту тоску утолить.

В случае с винилом нельзя просто нажать кнопку на плеере, нужно взять с полки конверт, достать из него пластинку, поставить на проигрыватель. При этом за виниловой фонотекой необходимо правильно ухаживать и регулярно чистить. Для некоторых людей эти процессы стали своеобразным ритуалом.

Уникальность. Винил также привлекателен искажениями, которые, по словам любителей, придают музыке живости. За счет легкого фонового шуршания винил создает особое звучание, отличающееся от цифрового релиза.

Немалую роль в популярности пластинок играют и сопутствующие материалы — буклеты, обложки альбомов. Виниловый релиз — это непросто носитель музыкальной информации, но арт-объект. Есть коллекционные выпуски дисков и бокс-сеты с автографами исполнителей, есть версии альбомов на цветном виниле. По сути, две пластинки с одинаковой музыкой могут быть абсолютно разными.

Самые разные диски

Олдскул и новодел. Рынок виниловых пластинок можно условно разделить на два лагеря: старые релизы (олдскул) и новодел. Старые релизы — это пластинки, выпущенные до начала «винилового бума». Новодел — это переиздания старых альбомов и свежие работы современных музыкантов. Сегодня оба этих формата пользуются популярностью. Сложность представляет лишь тот факт, что количество старых релизов ограничено, а найти ретро-диск в хорошем состоянии бывает непросто.

Возвращение гибких пластинок. Впервые гибкие пластинки появились в середине XX века, но, как и традиционный винил, практически ушли в небытие к его концу. От классических пластинок гибкие отличаются материалом — дорожки штампуются на тонком листе гибкой ПВХ-пленки. Такой накопитель становится менее хрупким, однако его может «зажевать» иглой проигрывателя во время прослушивания.

Несмотря на недостаток гибкие пластинки, как и традиционный винил, тоже постепенно возвращаются на прилавки. Осенью 2017 года австралийская рок-группа Tame Impala выпустила ограниченным тиражом альбом «Currents» на гибком виниле. Лейблы Joyful Noise и Third Man Records также начали предлагать «гибкие релизы».

Новые разработки — HD-винил. Всплеск популярности пластинок и возрождение самых разных версий этого носителя побудили энтузиастов задуматься об эволюции формата — так появился HD-винил.

Разработчики обещают, что пластинки «нового формата» будут на 30% вместительнее, чем обычные, а качество записи по сравнению с традиционным винилом улучшится. При этом HD-винил можно будет прослушать на обычном проигрывателе.

Секрет — в способе производства. Большинство пластинок по-прежнему создается по устаревшим технологиям на отремонтированных станках из прошлого века. Звук преобразуют в колебания резца, который нарезает дорожки на диске медной фольги. Затем этот диск подвергают гальванизации и формируют матрицу, с помощью которой штампуют пластинки.

При создании HD-винила используют оптические технологии. Будет создаваться трехмерная модель всех дорожек, которую вырежут на керамической матрице высокоточным лазером. Это позволит уплотнить дорожки на пластинке и записать на диск больше информации. Релиз первой партии HD-винила запланирован на 2019 год.

По оценкам разработчиков формата, расходы на создание пластинок снизятся в два раза, а выигрыш во времени производства составит 60%.

Современное производство

Сейчас выпуском винила занимаются как производства с историей, так и новые фабрики, пытающиеся занять нишу. Компания Pirates Press возродила свое производство в 2010 году. В 2017 году лейбл Third Man Records, принадлежащий рок-музыканту Джеку Уайту, открыл собственный завод в Детройте, укомплектовав его новыми станками. При этом в США открываются небольшие инди-фабрики по производству пластинок. Примером может быть завод Cascade Records, открытый в Портленде.

Открываются фабрики и в других странах, к примеру, два года назад Sony установили станок для нарезки винила в своей токийской студии.

Независимые фабрики ежемесячно «выдают» по 30–40 тысяч пластинок, крупный американский завод Gotta Groove Records — около 80 тысяч, а самый крупный производитель винила — чешская фабрика GZ Media — до полутора миллионов пластинок. Однако этих объемов все равно недостаточно, чтобы удовлетворить мировой спрос на пластинки.

Основная проблема в виниловом производстве — нехватка оборудования. Большинство фабрик работают на старых станках, выпущенных в 60-х и 70-х годах прошлого века и законсервированных в начале нулевых. В США новые станки в последнее время производит только одна компания — Record Products of America, но два ее ручных пресса обойдутся в 130 тыс. долларов. В Европе выпуском новых станков занимается немецкая Newbilt Machinery — как раз в 2015 году она представила современный пресс с электронным управлением и гидравлической системой, который тоже нельзя назвать бюджетным.

Ряд компаний уже пытается решить проблему дороговизны установок. Канадская Viryl Technologies предложила компактную, экономичную и экологичную конструкцию станка. В традиционной системе заготовка пластинки нагревается до необходимой температуры с помощью пара, но предложенная Viryl система использует не пар, а разогретую электронагревателем до 140 градусов Цельсия воду.

Новый метод исключает из конструкции станка массивный бойлер и газовый нагреватель. Станки начинают занимать меньше места, и в цех помещается больше оборудования, что увеличивает объемы производства.

При этом новой системой нагрева можно оснастить уже готовые станки, так что владельцы фабрик могут модернизировать имеющееся у них оборудование. Одна компания уже стала обладателем станка от Viryl — недавно открывшаяся в Чикаго Smashed Plastic, которая начинает выпуск пластинок уже в феврале этого года.

Продажи продолжат расти

Статистика говорит, что в 2018 году винил продолжил набирать популярность в самых разных странах. В США продажи винила за первое полугодие 2018-го увеличились на 19,2% по сравнению с тем же периодом годом ранее и составили 7,6 млн пластинок, в Канаде продажи винила выросли и вовсе на 66,6%. Есть основания полагать, что в новом году эти цифры продолжат увеличиваться. На мировой барахолке Discogs винил все еще остается самым популярным форматом.

Винил, переживающий яркое возрождение, не стоит на месте — появляются новые технологии, которые облегчают производство пластинок и позволяют сделать сам носитель лучше, качественнее. И плюс этих нововведений в том, что даже с ними винил остается винилом — физическим носителем, зародившимся в двадцатом веке.

Эту статью прочитали 12 884 раза
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
13 марта 2019, 16:24
Paul (Гость)
Бесполезно апеллировать к техническому несовершенству электромеханической записи. Это апелляция к разуму и знаниям, коих всё меньше. Люди живут эмоциями и дезинформацией, навязанными им грамотными манипуляторами. На фоне падения уровня образования во всём мире возврат к аналоговым аудиотехнологиям не так страшен. Страшны более глобальные изменения в поведении. А виниловые диски грамотные люди всегда использовали как первоисточник для перезаписи на катушечный/кассетный магнитофон или даже Hi-Fi видеомагнитофон, чтобы не изнашивать многократно при прослушивании. Сегодня изданные десятилетия назад диски нуждаются в грамотном переносе в цифровые форматы высокого разрешения для сохранения. Новые переиздания на виниле не имеют никакого смысла. Только мода и маркетинг.
9 марта 2019, 14:55
Владимир (Гость)
Настоящий HI - FI, остаётся за CD. Винил уступает во всем, в первую очередь в динамическом диапазоне. Затухания между каналами неполноценны. О High end тем более, не может быть речи.
Написать свой комментарий