Clearaudio

Clearaudio

"Возьми лучшее и сделай его ещё лучше, только тогда ты получишь хороший результат" (Питер Сухи) Кто такой Питер Сухи (Peter Suchy)? Это физик, инженер и одарённый изобретатель, человек с сильным характером и непреодолимым стремлением воплощать свои мечты в жизнь; человек, который не следует за модой, а сам создаёт новые стандарты; человек, который вкладывает свою жизненную философию в товары под маркой Clearaudio. Иными словами, в каждом изделии Clearaudio есть частичка души Питера.

Подробнее о бренде ClearaudioОбзоры товаров под маркой Clearaudio (19)Официальный сайт Clearaudio
www.clearaudio.de
Аудиомания — авторизованный дилер Clearaudio

Analog Renaissance

Analog Renaissance

Analog Renaissance – это небольшой российский стартап, запущенный в 2015 году в Москве. Его основная идея – предоставить доступные и качественные средства для очистки винила как для старшего поколения, так и для молодых ценителей музыки на пластинках. По мнению компании, уход за пластинками должен быть лёгким, понятным и доступным процессом для всех.

Подробнее о бренде Analog RenaissanceОбзоры товаров под маркой Analog Renaissance (10)
Аудиомания — официальный дилер Analog Renaissance

Особенности настройки тонарма

Оптимальная геометрия тонармов в течение прошедших десятилетий была предметом нескольких исследований. Самое раннее из них было проведено Х. Г. Баервальдом, результаты которого он опубликовал в 1941 году. Выполненные им расчеты показали, что существует оптимальная геометрия тонарма (размещения картриджа) для наиболее точного считывания канавки пластинки. Теперь это кажется очевидным, но Х. Г. Баервальд был первым, кто математически доказал данный факт.



Особенности настройки тонарма

На сегодня в Hi-Fi применяют три варианта геометрии тонарма: по Баервальду, Лёфгрену или Стивенсону. Шаблон Pro-Ject Align it DS3 обеспечивает настройку по любому из них. Но какой выбрать? Это вы должны решить самостоятельно. А мы сейчас расскажем об особенностях каждого.

Особенности настройки тонарма

Определение нулевых точек

Но начнем мы с такого важного понятия в геометрии тонарма, как нулевые точки. При проигрывании игла перемещается по поверхности пластинки по дуге и тангенциальна (то есть находится в единственно правильном положении под углом в 90 градусов) к канавкам пластинки только в двух точках. Смотрим на изображение ниже:

Особенности настройки тонарма

Дуга обозначена фиолетовым цветом. На ней расположены две точки, где зеленая линия (перпендикулярно к оси картриджа) пересекается точно с центром пластинки. Эти точки называются нулевыми. В этих нулевых точках мы наблюдаем нулевую ошибку трекинга и нулевые искажения.

Особенности настройки тонарма

Проблемы с проигрыванием внутренних канавок

Канавки, находящиеся на внешнем и внутреннем краях пластинки, воспроизводятся по-разному. И это тоже является одним из «секретов» винила. Хотя перемещение картриджа происходит с постоянной угловой скоростью, по мере уменьшения радиуса канавок уменьшается и линейное расстояние, которое картридж проходит по канавке за заданное время. На внешней канавке линейная скорость составляет 509 мм/с. На канавке радиусом 60,325 мм линейная скорость составляет 210 мм/с; на канавке радиусом 55 мм она падает до 190 мм/с. Таким образом, если сигнал частотой 10 кГц занимает 0,05 мм на внешней канавке, то на внутренней канавке радиусом 60 мм ему потребуется всего 0,02 мм, а на 55 мм - 0,018 мм. Это значение равно радиусу классической сферической иглы. Однако у эллиптической иглы будет проблема с воспроизведением такого сигнала, если картридж не идеально выровнен.

Особенности настройки тонарма

Но это еще не все. Принимая во внимание, что искажения = ABS ((50 x ошибка трекинга)/радиус канавки), мы можем легко рассчитать, что ошибка трекинга в 2 градуса приведет к искажениям на внешней канавке = ABS((50 x 2)/146) = 0,684%. Но та же ошибка трекинга в 2 градуса на радиусе 55 мм будет составлять уже ABS((50 x 2)/55) = 1,81%. Следовательно, одна и та же ошибка трекинга дает в три раза большее искажений на радиусе 55 мм, чем на радиусе 146 мм.

Баервальд (нулевые точки 66,0 и 120,9 мм)

Особенности настройки тонарма

Также известный как Лёфгрен A. Минимизирует и выравнивает искажения на трех пиках ошибки проигрывания, что приводит к оптимальному компромиссу между проигрыванием внутренней и внешней канавок. Баервальд демонстрирует умеренные искажения в начале пластинки, довольно низкие искажения в области между нулевыми точками и рост искажений от внутренней нулевой точки до внутренней канавки. Эта настройка широко используется в индустрии с нулевыми точками на 66.0 мм и 120.9 мм. На изображении выше - пример типичной геометрии Баервальда с правильными нулевыми точками. Голубым цветом обозначена кривая ошибки трекинга.

С самого начала ошибка проигрывания имеет положительное значение, между нулевыми точками - отрицательное, а после внутренней нулевой точки - положительное. Поэтому наша вышеупомянутая формула учитывает абсолютное значение ошибки проигрывания. Красным цветом обозначена кривая искажений. Геометрия Баервальда работает универсально и одинаково хорошо для многих музыкальных стилей. Отличный инструмент и поэтому такой популярный.

Лёфгрен Б (нулевые точки 70,3 и 116,6 мм)

Особенности настройки тонарма

Минимизирует искажения в области между нулевыми точками, что приводит к наименьшим искажениям в середине за счет немного больших искажений в начале и конце пластинки. По сравнению с Баервальдом вы получите более точный трекинг между нулевыми точками, но менее точный и больше искажений в начале и в конце пластинки. Мы рекомендуем его для современных джазовых, поп- и рок-пластинок, где на каждой стороне меньше музыки (менее 20 минут), поэтому только две трети пластинки занимают канавки, а самые важные песни обычно находятся между нулевыми точками. Нулевые точки на 70,3 и 116,6 мм смещены к середине пластинки, чтобы оптимизировать эту область для воспроизведения.

Посмотрите на изображение выше. Поскольку внутренняя нулевая точка смещена больше от центра, мы получили более значительную ошибку трекинга в конце, а вместе с ней и более значительные искажения. Но общие искажения по всей пластинке будет меньше, чем в предыдущем случае.

Стивенсон (нулевые точки 60,3 и 117,4 мм)

Особенности настройки тонарма

Вариант, оптимизированный для уменьшения искажений во внутренних канавках за счет смещения внутренней нулевой точки к внутренней стороне. В классической музыке завершающие кульминации наступают именно тогда, когда игла приближается к концу внутренней канавки. Это приводит к тому, что звукосниматель испытывает наибольшие трудности, так как условия воспроизведения являются наихудшими. Некоторые пластинки содержат до 25 минут записи на стороне и даже дольше. При этом канавки покрывают пластинку до самой внутренней части. Это актуально для классической музыки, оперы, живых концертов, когда музыкальное произведение настолько длинное, что его трудно уместить на одной стороне. Но и разделение для размещения на другой нежелательно. Нулевые точки находятся на 60,3 и 117,4 мм, что означает, что внешняя точка также смещена наружу к началу пластинки. Это приводит к меньшей ошибке проигрывания и искажениям в самом начале пластинки.

Как видно на изображении выше по сравнению с Баервальдом и Лёфгрен Б, вы получите искажения ниже в начале и в конце пластинки, но в то же время они будут выше в области между нулевыми точками.

Особенности настройки тонарма

Правильная настройка тонарма позволит значительно продлить срок службы иглы картриджа и виниловой коллекции. Разумеется, и звучание пластинок будет наилучшим. Все это с лихвой компенсирует затраты времени ее проведения.

Эту статью прочитали 1 101 раз
Статья входит в разделы:Полезные советы
Обсуждение данного материала
29 августа 2025, 12:25
Михаил (Клиент Аудиомании)
Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо. (с) Гёте
Правильно понимаю, что эти точки, а точнее одну точку, т.к. вторая автоматом выставится, мы выбираем самостоятельно в зависимости от интересующего жанра?
29 августа 2025, 14:04
Дмитрий Шереметьев (Аудиомания) Специалист по Hi-Fi и High End оборудованию
Здравствуйте, Михаил!
Нужно настроить некоторое среднее значение между первой и второй точкой.
29 августа 2025, 14:16
Михаил (Клиент Аудиомании)
Мы можем выставить головку перпендикулярно канавке только в двух точках кривой по которой она идёт. А по сути только в одной, а вторая получится автоматом. В тексте статьи такие точки названы "нулевыми". Вы же предлагаете выставить голову перпендикулярно канавке в середине между этими точками, что несколько противоречит статье. И?
29 августа 2025, 14:50
Дмитрий Шереметьев (Аудиомания) Специалист по Hi-Fi и High End оборудованию
Если настроить головку по первой точке, то правильно будут отображаться каналы первых треков. Наоборот если настроить по второй. Есть шаблоны с одной точкой по центру.
29 августа 2025, 14:56
Михаил (Клиент Аудиомании)
Хорошо, а к чему тогда эта статья про нулевые точки?
29 августа 2025, 15:03
Дмитрий Шереметьев (Аудиомания) Специалист по Hi-Fi и High End оборудованию
Очевидно ошибка, 90 градусов по отношению к дорожке в двух точках может быть только у тангенциального тонарма.
Написать свой комментарий