Аудиоинтерфейсы: звук как источник информации на дороге, в офисе и в небе

Сохранить и прочитать потом —       

Культура европейской цивилизации — преимущественно визуальная. Мы привыкли, что большинство интерфейсов, с которыми мы сталкиваемся, передают добрую долю информации при помощи символов. Звук, как правило, имеет лишь вспомогательную роль.

Но не всегда и не везде это так.

Во многих культурах звуковое наполнение общественного пространства традиционно не уступало визуальному. Восточные рынки более плотно насыщены звуками, что может доставлять европейцу дискомфорт. В некоторых странах день до сих пор начинается с крика муэдзина, израильские евреи узнают о наступлении Субботы при помощи сирены, а китайская письменность, по своей природе визуально насыщенная, способствует популярности аудиосообщений в местных мессенджерах.

Голосовые помощники все чаще появляются и в наших домах и умных устройствах. Но есть и другие виды звуковых интерфейсов — на улице и за ее пределами. Про них мы расскажем ниже.


Фото Guillaume de Germain / Unsplash

На улице

Дорожное движение требует от водителя сосредоточенности — главным образом, речь идет о зрительном восприятии. Но и его может не хватить. Поэтому многие устройства, созданные для поддержания безопасности на дорогах, задействуют дополнительные — звуковые — стимулы.

Превышение скорости — одна из главных причин, по которой происходят ДТП. Но, как показывает практика, водители нередко игнорируют показания спидометра. К счастью, современные машины оснащены сенсорами, на основе которых можно создать полноценную систему аудиооповещений.

С помощью звуков можно напоминать водителю о превышении скорости, а также заранее сообщать ему о потенциальном столкновении. Исследование китайских ученых показало, что вспомогательные аудиосигналы значительно повышают способность водителя контролировать скорость автомобиля. При этом, звук сам по себе — эффективнее комбинации звука и света. В случае вспомогательного визуального стимула водители медленнее тормозят.

Аналогичное тайваньское исследование, в ходе которого тестировали систему аудиооповещений о предстоящем столкновении, также показало, что наличие звуковых стимулов резко сокращает время реакции водителя на дорожные помехи. Звуки помогают водителям снизить время торможения минимум на две десятых секунды— что на скорости за 100 километров в час может быть разницей между жизнью и смертью пешехода.

Пешеходы тоже нередко игнорируют визуальные обозначения, спроектированные, чтобы остановить их от совершения опасных действий. Особенно серьезна эта проблема во Франции, где статистика показывает, что в 41,9 % случаев люди переходят дорогу на красный свет. Чтобы показать, насколько опасно такое поведение, местная организация установила у светофоров билборды, издающие звук резко тормозящей машины при попытке нарушения. Скрытая камера, закрепленная неподалеку, снимала реакцию пешеходов на этот звук, после чего их испуганные лица попадали на сам билборд с надписью «Не рискуйте, чтобы посмотреть смерти в лицо».

Если даже зрячие люди испытывают проблемы при навигации в городских средах, что и говорить о людях с нарушениями зрения. Тактильный фидбэк от трости и дорожных текстур имеет очень ограниченную пользу. Поэтому Microsoft совместно с Британской организацией «Guide Dogs» разрабатывает 3D-аудиоинтерфейс, который поможет незрячим людям ориентироваться.

Прототип этого устройства, продемонстрированный в 2017 году, создает трехмерный звуковой ландшафт, который можно научиться интерпретировать. Использование этого устройства значительно уменьшает стресс, который незрячие люди испытывают при навигации в городе.

В полёте

Один из самых загруженных и сложных интерфейсов, который только можно придумать — это контрольная панель авиалайнера. Несмотря на объем действий, который берут на себя современные системы автопилотирования, в кресло пилота до сих пор можно попасть только после долгих лет специализированного обучения и многих часов, проведенных в авиасимуляторе.

Поэтому, когда определенный элемент приборной панели требует неотложного внимания, одними визуальными сигналами не обойтись. Они обязательно сопровождаются речевыми инструкциями, которые объясняют, на что необходимо обратить внимание. В отличие от систем звукового оповещения в авто, аналогичные системы в самолетах используются вне чрезвычайных ситуаций — и являются просто неотъемлемой частью их интерфейса. В американском сленге такие инструменты голосового оповещения называют «Bitchin’ Betty» — «Стервозная Бетти».

«Bitchin’ Betty» — это собирательный образ голосового помощника. Однако некоторые голоса «Бетти» известны пилотам лучше других — например, голос Лесли Шук (Leslie Shook), сотрудницы Boeing. Она озвучивала системы американского истребителя Boeing F/A-18 Super Hornet.

Эта «Бетти» знакома каждому пилоту, который тренировался и летал на «Супер Хорнете», поэтому когда в 2016 году Лесли вышла на пенсию, поприветствовать ее собралось множество сотрудников Boeing и военных пилотов США, которые моментально узнали ее — даже если до этого ни разу не встречались с ней лично.

В офисе сетевого администратора

Мониторинг безопасности и работоспособности компьютерных сетей сейчас во многом автоматизирован. Но оперативная реакция команды специалистов на оповещения все равно играет решающую роль в своевременном устранении угрозы. Исследователь по вопросам кибербезопасности Филлип Мэддакс (Phillip Maddux) предлагает решить эту проблему за счет использования систем пассивного аудиомониторинга.


Фото Taylor Vick / Unsplash

Идея Филлипа состоит в том, чтобы создать для специалистов информативную звуковую среду. Её содержание — интенсивность и высота звуков — будет говорить о том, насколько система «здорова» и требуется ли к ней внимание человека. По его словам, это «разгрузит» визуальный хаос, с котором ежедневно сталкиваются сотрудники, занимающиеся мониторингом — и поможет принимать на работу людей с серьезными нарушениями зрения.

В сети уже можно найти open source проект на базе API файрволла Signal Sciences. Решение генерирует специальные звуковые сигналы, когда файрвол обнаруживает аномалии в сетевом трафике. Если верить Филлипу, такие интерфейсы станут более распространенными.


Дополнительное чтение — в нашем «Мире Hi-Fi»:

Какой шум помогает отдыхать, а еще — предотвращает потерю слуха при серьезных ДТП
Прислушиваясь к информационному шуму: музыка и видео, которые никто не должен был найти
Как треск костра, скрип дверей и обыкновенный шум становятся музыкой
«Находки аудиомана»: карты звуков как способ погрузиться в атмосферу незнакомого города
Представлен первый в мире «гендерно-нейтральный» голосовой помощник
«Все, что вы прочитаете, будет использовано против вас»: как рэп-музыка попала в зал суда
Слуховой аппарат на базе open source — как он устроен

Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий