Бетховен героический и не только. Обзор

Несмотря на название Heroic Beethoven, отвечающее представлениям многих людей о Бетховене, как авторе, главным образом, музыки героической и патетической (ведь среди самых популярных опусов немецкого гения есть «Героическая» симфония, а также сонаты «Патетическая» и «Апассионата»), в издании собраны произведения – симфонические, сольные инструментальные, камерные и ораториальные – объемлющие намного больший диапазон переживаний и эмоций.

Сохранить и прочитать потом —       

 Heroic Beerhoven

Очевидно, для создания как можно более широкой панорамы творчества композитора, составители программ для двух входящих в сборник дисков постарались включить в них много разной музыки, притом, как правило и к сожалению, большинство произведений даны фрагментарно.

Записана не вся Третья «Героическая» симфония, а только вторая ее часть, Marchia Funebre. Из Пятой симфонии взята первая часть, открывающаяся широко известной – даже по смартфонным рингтонам – грозной темой судьбы («так судьба стучится в дверь»), из Шестой «Пасторальной» симфонии – также первая часть, из Седьмой – вторая (очаровательное и величавое «Allegretto») и четвертая части. Не оставлена без внимания Девятая «Хоральная» симфония, представленная монументальным финалом, в котором квартет солистов и большой хор исполняют «Оду к радости» на слова Ф. Шиллера, а также «Торжественная месса» (Missa solemnis) – дана ее вторая часть Gloria in Excelsis Deo. Полностью звучит увертюра «Кориолан», фрагментарно – первая часть Пятого фортепианного концерта «Emperor».

В сольно-инструментальном разделе программы фигурируют Восьмая «Патетическая» (вторая часть) и Четырнадцатая «Лунная» (первая и третья части) фортепианные сонаты, а также популярнейшая багатель «К Элизе». В камерном – Пятая «Весенняя» соната для скрипки и фортепиано (третья часть, скерцо) и первая часть Седьмого струнного квартета Op. 59 № 1 «Разумовский».

Среди исполнителей можно видеть немало известных и знаменитых имен: Николаус Арнонкур (симфонии), Отто Клемперер («Кориолан» и «Торжественная месса»), Стивен Ковачевич (фортепианные сонаты), Андраш Шифф и Бернард Хайтинк (Пятый фортепианный концерт), Рено Капюсон (скрипичная соната) и Artemis Quartet. Оркестры: Камерный оркестр Европы, дрезденская Staatslapelle, лондонские Philharmonia и New Philharmonia. Отдельно стоит сказать о выдающемся дирижере прошлого столетия Отто Клемперере, чьи записи увертюры «Кориолан» (1957) и «Мессы» (1965) с оркестрами Philharmonia и New Philharmonia производят очень сильное и цельное впечатление.

Таким образом, обозначились недостатки и достоинства рецензируемого издания. Недостаток один – фрагментарность представленной музыки. Ну, а в активе – сама музыка, ценность которой неоспорима, ее превосходное исполнение и отличное звучание.

Эти пластинки предназначены, конечно же, не для искушенных меломанов. Вместе с тем, для некоторых людей альбом Heroic Beethoven мог бы стать своеобразным триггером для зарождения интереса к Бетховену и великой музыкальной классике.

Эту статью прочитали 411 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий