История Hi-Fi.Часть 5: Транзисторная эпоха и наши дни

Майкл Фарадей

В игру вступили полупроводники. Первые эксперименты с материалом этого типа провел еще Майкл Фарадей в 1833 году, но работоспособный усилитель звуковых частот на транзисторах был запатентован разработчиком компании RCA Хун-Чан Лином только в 1956 году. Его схема впоследствии многократно модифицировалась, но на ее основе конструировалось большинство дискретных и интегральных, а также операционных усилителей вплоть до начала нашего века.

Однако первые модели, выпущенные серийно в конце 60-х годов, отличались не только невысоким качеством звучания, но были также крайне ненадежными в эксплуатации. В этот момент традиционных первопроходцев в Hi-Fi-бизнесе – американских изобретателей – потеснили японские. На сцену, а также на рынок США и остального мира вышли компании Pioneer, Kenwood и Sansui, заняв позиции, которые прежде удерживали Scott, Fisher и Sherwood. И Сол Марантц вынужден был продать свою фирму дистрибьютору продукции Sony в США, в результате чего бренд Marantz перешел к японским производителям электронных компонентов.

В роли наиболее распространенных источников в это время выступают магнитофоны, в которых слаботочные транзисторные схемы нашли лучшее применение. Высококачественные аппараты Sony и TEAC постепенно вытеснили с рынка американских конкурентов Ampex, Magnecord и Viking. А в 1963 году тогда еще голландская Philips вывела на рынок кассетный магнитофон, предназначенный для записи речи, но малопригодный для достижения достоверности звучания музыки.

Nakamichi Dragon

Однако он приобрел популярность и продемонстрировал все преимущества портативности и удобства использования – факторов, которые в дальнейшем не раз становились двигателями прогресса в Hi-Fi. В начале 70-х в результате разработки новых магнитных лент и внедрения технологий шумопонижения от компании Dolby звучание кассетных магнитофонов приблизилось к статусу высокой верности. С 1973 года планку качества задавала японская компания Nakamichi, подняв ее на самый высокий для этой технологии уровень в 1979 году, а в 82-м она выпустила максимально совершенную в каждом своем узле модель.

Далее аудиотехника становилась все более доступной для массового рынка, породив такие продукты, как стереомагнитолы-бумбоксы и карманные плееры. В 90-е годы на смену магнитным записям пришли цифровые на оптических носителях, а в начале нулевых годов массовое производство магнитофонов прекратилось. К тому же у устройств данного класса был еще один существенный недостаток – с точки зрения правообладателей контента, а именно невозможность защиты от копирования.

А в области «колонкостроения» случился новый поворот: ничего революционного по сути, но для практики – просто прорыв. Истоком для него стала статья работавшего на телевидении австралийского инженера Невилла Тиля, опубликованная в 1961 году в местном журнале. В ней автором была предложена методика расчета акустических систем различных типов на основе понятных и измеряемых электроакустических параметров динамиков (их теперь указывают в спецификациях) и данных о корпусах колонок, а не сложных построений на базе уравнений математической физики. Развить ее помог американский исследователь Ричард Смолл, перебравшийся для продолжения учебы в Австралию. Работу поначалу не заметили, но спустя 11 лет Р. Смолл начал публикацию серии статей по этой тематике в авторитетном журнале AES (Американского общества аудиоинженеров), и в течение нескольких месяцев метод расчета колонок Тиля-Смолла стал общепризнанным. Сегодня широко распространены компьютерные программы для конструирования АС, основанные на формулах T/S.

В семидесятых же до этого было еще далеко. Компьютеры – не персональные – стоили дорого, но компания KEF пошла на такие траты, а также привлекла в штат программистов (на FORTRAN) для компьютеризации расчетов АС и измерений звуковых полей в безэховой камере, которую оборудовали для изучения поведения проектируемых колонок. Ее примеру последовали такие производители акустики, как B&W и Celestion, однако для остальных это все еще было непозволительной роскошью.

Hi-Fi, таким образом, становился все доступнее, в бизнесе работали крупные корпорации и компании, которые имели большие рекламные бюджеты для продвижения своей продукции. Но было также немало энтузиастов, готовых в своем гараже создавать компоненты, которые были не такими, как у всех, и играли, конечно же, лучше. Сплотить их в сообщество, клуб по интересам, помогли специализированные журналы. В 1962 году Дж. Гордон Холт основал Stereophile, как говорят, совершенно непохожий на современный, хотя и весьма уважаемый в мире аудиофилов. В том старом совсем не было рекламы, и он не блистал полиграфическим качеством, однако в нем можно было представлять и обсуждать достоинства тех компонентов, которые не могли пробиться на рынок. В 1973 году благодаря Гарри Пирсону появилось еще одно авторитетное издание того же плана – The Absolute Sound. Считается, что именно он дал название альтернативному, не массово-рыночному, направлению в Hi-Fi, а именно, High End – представляющему класс аппаратуры с исключительным качеством звучания, особым стилем, инновационными технологиями и, соответственно, высокой ценой. Постепенно к таким компонентам появился интерес и у дилеров, а, следовательно, и у покупателей которые могли себе позволить их приобретать.

Цифровая революция

Очередная революция в Hi-Fi случилась в 1980 году: компании Sony и Philips представили CD. К цифровому звуку индустрия шла долго. В 1928 году Гарри Найквист в работе «Определенные проблемы теории телеграфной передачи» сделал расчет требуемой полосы пропускания линии связи для передачи импульсного сигнала, что и стало основой цифрового аудио. В 1933-м В. А. Котельников доказал теорему о том, что аналоговый сигнал с ограниченным спектром может быть восстановлен однозначно и без потерь по своим дискретным отсчетам, взятым с частотой строго большей удвоенной максимальной частоты этого спектра. Далее следовало бы перечислить имена многих математиков, работы которых легли в основу всей цифровой техники – не только аудио.

Предшественницей оптической записи на диски была цифровая технология записи на магнитную ленту, представленная в 1967 году. В 72-м компанией Nippon Columbia был выпущен первый альбом, записанный с цифровой мастер-ленты. А в 1987-м Sony и Philips предложили формат цифровой компакт-кассеты DAT, но он не стал таким же распространенным, как оптический компакт-диск.

CD имел множество преимуществ по сравнению с виниловыми пластинками: ровную АЧХ в пределах диапазона слышимого звука, малый диаметр, большую длительность записи, износоустойчивость, отсутствие характерных щелчков в звучании и так далее. Неудивительно, что новый источник – CD-проигрыватель – быстро завоевал рынок.

Компоненты Hi-Fi-системы двух других типов не столь революционно, но неуклонно совершенствовались. АС – за счет появления новых материалов, благодаря которым модернизировались и динамики, и корпуса. То же можно сказать и об усилителях из-за прорывного развития элементной базы, создания более продвинутых полупроводниковых комплектующих и, конечно, безостановочного изобретения новых усилительных схем. Всему этому способствовало появление большого числа Hi-Fi-компаний во многих странах мира.

В середине 90-х годов у Hi-Fi появился кузен – домашний кинотеатр. Многоканальный звук в кинотеатрах был опробован еще в 1940 году, о чем упоминалось в одной из предыдущих частей, но широкое распространение он получил, начиная с 1975 года, после того, как компания Dolby Laboratories, Inc. разработала аналоговую систему Dolby Stereo, содержащую четыре звуковых канала: левый и правый для музыки и спецэффектов, центральный для диалогов и задний для общей акустической атмосферы. В 1982 году фирма начала работать над цифровой версией своей технологии, а в 1992-м после нескольких промежуточных вариантов был создан широко известный формат Dolby Digital.

В конце 90-х после появления оптического носителя DVD стало возможным адаптировать многоканальный формат для применения в домашних условиях, что и дало старт популярности и широкому распространению систем домашнего кинотеатра. После того, как более доступными и качественными стали цифровые проекторы, а также плоскопанельные телевизоры, эффект домашних кинопросмотров как в коммерческом кинозале, стал еще более достоверным.

В связи с развитием этой темы индустрия, как мы помним, пережила еще одну войну форматов: между HD DVD и Blu-ray. Последний победил, но его срок тоже, по-видимому, подходит к концу, но об этом чуть ниже. Вспомним также SACD, который Sony предложила в 1999 году. Его продвигали в основном японские производители аудиоаппаратуры, а европейские и американские заявляли, что его преимущества далеко не очевидны. Зато однобитный формат DSD, тот самый, что использовался на SACD, сейчас полноправно входит в обойму Hi-Res-аудио.

История продолжается

История Hi-Fi продолжается, но дальнейший краткий рассказ будет о том, чему мы являемся свидетелями сегодня. Буквально на наших глазах началось и разворачивается более тесное переплетение компьютерных и аудиотехнологий. В игру также вступили Интернет и сотовая связь. Носителями, на которые записывается музыкальный контент, сначала стали жесткие диски, потом USB-флешки, затем им на смену пришли твердотельные карты памяти, а теперь удобнее всего использовать «облачные» хранилища, да и вообще, лучше за совсем небольшие деньги прибегать к услугам музыкальных интернет-сервисов.

Для многих источником музыки стал смартфон, а более высокое качество звука можно получить с портативных музыкальных плееров, лучшие образцы которых обеспечивают по-настоящему достоверное звучание. Самой популярной акустической системой на данный момент сделались наушники во всем их многообразии по типу, качеству и цене.

Благодаря все возрастающим возможностям компьютерных технологий, аналоговые сигналы теперь можно оцифровывать более тщательно и точно – с более высокими частотой дискретизации и разрядностью – что весьма благотворно сказывается на качестве звучания при надлежащем воспроизведении полученных цифровых файлов.

Но не все аудиофилы готовы плыть в этом мейнстриме, и мы видим возврат к виниловым пластинкам и проигрывателям для них, а также возрастающий запрос на ламповые усилители. Остается только гадать, как будущие историки Hi-Fi опишут этот феномен.

Довольно туманными и тревожными остаются также его перспективы: не придет ли в соответствии с современными трендами отрасль к тому, что Hi-Fi-система превратится в чип, который будут вживлять в мозг, а плейлист можно будет составлять путем надавливания на глазное яблоко или почесывания уха?

Но не будем о страшном. Пока есть возможность, давайте наслаждаться огромным разнообразием доступного благодаря Интернету и современным аудиотехнологиям музыкального контента или ограниченным числом пластинок из личной фонотеки, используя крошечный плеер с наушниками или солидный многокомпонентный аудиотракт с проигрывателем винила и ламповым усилителем. Даже недорогая система, в которой незримо присутствует весь накопленный за сто лет опыт исследователей, разработчиков и тех, кто стоит у конвейера на заводе, вполне соответствует канонам, которые когда-то были определены для Hi-Fi. Они формализованы в стандартах DIN и IEC, а также в советских ГОСТ, но если сравнить указанные в них параметры для АС или усилителей со списками характеристик нынешних компонентов, в том числе и из бюджетного сегмента, то можно убедиться, что современная аудиоаппаратура легко берет эти планки.

Эту статью прочитали 4 550 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий