Octave

Octave

Продукция немецкой фирмы Octave создаётся людьми, страстно влюблёнными в музыку, а кроме того, обладающими богатейшим опытом в создании электроники и склонными к перфекционизму во всём. Результатом становятся инновационные, идеальные конструктивно, безопасные и долговечные и, конечно же, удобные и приятные в использовании усилители, впечатляющие не только элегантной внешностью, но и выдающимися способностями передавать музыку во всём её великолепии.

Подробнее о бренде OctaveОбзоры товаров под маркой Octave (25)Официальный сайт Octave
www.octave.de/en
Аудиомания — официальный дилер Octave

Однотактное искушение для истинных аудиофилов. Обзор Octave V 16 Single Ended (Pre Out)

Будучи небольшим по габаритам, усилитель V16 прекрасно подойдёт для аудиотракта самого высокого класса с наушниками в качестве основной акустической системы; её также можно продублировать колонками с высоким показателем чувствительности.



Ламповый стереоусилитель Octave V 16 Single Ended (Pre-Out)
С защитным кожухом: в дизайне усилителя присутствуют черты других компонентов Octave.

За

Превосходное по всем статьям звучание с наушниками; широкие возможности для поиска «своего» звука истинными аудиофилами

Против

Цена; требуется тщательный подбор АС

Для кого

Состоятельный обладатель наушников самого высокого класса и/или страстный, но не бедный аудиофил, готовый к поиску «своего» звука

Для чего

Музыка любого жанра и сложности – при использовании в качестве усилителя для наушников, а также однородные в плане динамики и не слишком перегруженные инструментами композиции – с колонками

С чем сочетается

Практически с любыми наушниками, но лучше всего самого высокого класса, например Sendy Audio Peacock, и с АС, обладающими очень высокой чувствительностью, а также с источниками как можно более высокого класса с линейным выходом

Охватывающие наушники Sendy Audio Peacock

Возьмем на себя смелость утверждать, что появление на Hi-Fi-рынке лампового усилителя Octave V 16 Single Ended обусловлено развитием цифровых технологий. Действительно, оно привело к миниатюризации аудиоаппаратуры, сделало её портативной, а для прослушивания музыки теперь предлагаются самые разнообразные наушники, что дало мощный импульс развитию соответствующего сегмента в отрасли, а попутно и специализированных компонентов для их использования. Немаловажно также то обстоятельство, что, как правило, наушники – нетребовательная нагрузка для усилителя, а значит, в нём можно применить схему Class A, которая сулит высокое качество и особую изысканность звучания.

Поупражнявшись в диалектике, перейдем к сути дела. Выпущенный в 2017 году V 16 Single Ended вовсе не позиционируется в модельных рядах компании Octave как усилитель для наушников, но именно с ними он в ходе нашего тестирования проявил себя наилучшим образом. Будучи небольшим по габаритам, он прекрасно подойдёт для аудиотракта самого высокого класса с наушниками в качестве основной акустической системы, которую можно также продублировать колонками с высоким показателем чувствительности. Любители качественного, особенного лампового звука, не ищущие лёгких путей, могут попробовать реализовать все те опции, которые предложили разработчики для преодоления естественных ограничений     схемы усиления класса A, и создать уникальный аудиотракт с неповторимым звучанием. Правда, стоить он будет очень дорого.

Долгий путь к совершенству

Однотактные усилители – родоначальники всего разношёрстного племени аппаратуры данного типа. Вслед за классом A появился B, AB, импульсный D, гибридный H и другие. Принцип их работы самый простой и естественный, поэтому, наверное, звук, возникающий благодаря им, так нравится многим любителям музыки. Однако им присущ также ряд недостатков, из-за которых они вытеснены в довольно узкий нишевый сегмент отрасли.

Немецкая компания Octave Audio, более 30 лет специализирующаяся на выпуске ламповых усилителей High-End-класса и предложившая немало технологий для их совершенствования, лишь накопив столь солидный опыт, решила предложить рынку модель, в которой преодолены многие ограничения однотактных ламповых усилителей.

Благодаря применению специально разработанного выходного трансформатора с компенсацией магнитного поля удалось расширить низкочастотный диапазон V 16 Single Ended до 10 Гц, а особые драйверные каскады и оптимизация обратной связи позволили довести верхнюю границу     АЧХ до немыслимого для ламповых однотактных усилителей значения в 100 кГц.

Схемы электронной стабилизации и выверенная топология размещения элементов, в частности трансформаторов, обеспечили существенное снижение уровня шумов, присущих моделям данного типа.

Для них также характерна малая эффективность: чтобы выдать необходимую полезную мощность на нагрузку, они забирают во много раз большую из сети электропитания, выделяя избыток в виде тепла. В V16 предложена трехступенчатая адаптивная настройка режима работы в классе A с учётом параметров нагрузки и условий функционирования. В итоге, усилитель меньше греется, а срок службы его комплектующих продлевается.

В выходном каскаде этого усилителя Octave установлены два     пентода KT120, оперирующие в триодном включении вместо традиционных ламповых триодов. Они более практичны и имеют ряд важных преимуществ, при этом их можно заменить на KT150, KT88 или 6550 и получить иные оттенки звучания.

Тем не менее краеугольный камень преткновения – базовый недостаток – невысокую выходную мощность однотактных усилителей класса A у Octave V 16 Single Ended преодолеть не удалось. 8 Вт на 4 Ом или 5 Вт на 8 Ом – совсем не много для современных колонок, рассчитанных на куда более энергичных партнёров по системе.

Управление и контроль

Дизайн V 16 Single Ended с габаритами 33,5х21х30 см представляется нарочито угловатым и даже мрачноватым, особенно с защитной крышкой, закрывающей лампы. В серебристой отделке он, впрочем, смотрится веселее. Вместе с тем аппарат создаёт ощущение прочности и надёжности.

На передней панели слева расположены выходы на наушники: балансный четырёхштырьковый и 6,3-миллиметровый джек. Сигнал идёт на них параллельно, так что можно подключать две пары одновременно.

Справа – ручка регулировки громкости. В комплекте имеется также тяжёлый, но весьма удобный металлический пульт ДУ с двумя кнопками, предназначенными для той же операции.

Кнопки на передней панели позволяют настроить усилитель и управлять его работой. Крайняя слева – BIAS High – меняет ток покоя на лампах выходного каскада. Если сопротивление подключенных колонок около 4 Ом, то её следует нажать. Кнопка рядом с ней – OUT High; она устанавливает максимальную амплитуду напряжения на выходе. Её не стоит переводить в активное положение лишь в том случае, когда для прослушивания используются наушники с очень высокой чувствительностью.

Третья в ряду кнопка Loudspeaker позволяет сделать выбор между выходами на наушники и на колонки, а следующие за ней вправо оставшиеся три – между имеющимися входами. А это расположенные на задней панели балансный XLR-вход и два несимметричных RCA.

Ламповый стереоусилитель Octave V 16 Single Ended (Pre-Out)Задняя панель: на задней панели много необычного для ламповых усилителей: балансный вход, лишь один комплект выходов на АС, разъём для батареи накопительных конденсаторов

Там же находятся клеммы для подключения колонок – один комплект, а не два, как у большинства ламповых усилителей, рассчитанные на сопротивление 4 Ом и 8 Ом. У V 16 аналогичная, но технически иная подстройка выполняется с помощью кнопки BIAS High. Обращает на себя внимание большой круглый нестандартный разъём; к нему подсоединяется опциональный блок внешних накопительных конденсаторов Black Box или Super Black Box, призванный помогать работе каскада усиления мощности.

Среди разъёмов можно обнаружить переключатель Subsonic Filter. Он позволяет задействовать встроенный     фильтр второго порядка, понижающий уровень АЧХ на частотах ниже 20 Гц. Если входной сигнал насыщен в инфразвуковом диапазоне, например это саундтрек блокбастера, то у однотактного усилителя могут возникнуть сильные нелинейные искажения.

Обходной манёвр

V 16 Single Ended поставляется в двух версиях: с регулируемым выходом с предусилителя (Pre Out) и без него, причем сделать апгрейд позже невозможно, так что определяться с выбором надо перед покупкой.

Компания Octave предлагает несколько вариантов применения опции Pre Out. Самый очевидный – подсоединить к RCA-выходу, расположенному слева от терминала для колонок, внешний стереоусилитель мощности или подать сигнал на блок усиления мощности интегрированного усилителя, располагающего входом на него. Это решит проблему с подбором акустики, а во втором случае позволит к тому же разнообразить звуковое меню «ламповым ароматом».

Есть и более изощрённые способы использования Octave V 16 Single Ended (Pre Out); они описаны в Руководстве пользователя. Выход с предусилителя хорош для создания системы в формате     трифоника: колонки подсоединяются к соответствующим разъёмам, а с Pre Out подается сигнал на сабвуфер. Аналогичным образом организуется работа V 16 с акустикой, располагающей пассивными ВЧ- и СЧ- и активной НЧ-секцией.

Для АС, которые можно подключать по двухусилительной схеме, рекомендовано привлечь дополнительный усилитель мощности. Если у него не предусмотрена регулировка уровня выходного сигнала (а так и будет в большинстве случаев), то стоит приобрести фирменный аксессуар Octave Level Adjustor и с его помощью выполнять требуемые настройки звучания.

Octave Level AdjustorOctave Level Adjustor: модуль регулировки уровня сигнала, подключаемый к выходу Pre Out, пригодится в системе с дополнительным стереоусилителем мощности

При использовании описанных выше схем подключения имеет смысл облегчить работу выходного каскада V 16 Single Ended за счёт фильтрации низких частот и тем самым повысить качество середины и верхов в звучании. Для этого предусмотрены джамперы под правой боковой панелью и схема действий в Руководстве пользователя. Этот фильтр автоматически будет обойдён в случае использования усилителя с наушниками.

Как видно, первый в истории компании Octave Audio однотактный усилитель – настоящая находка для истинных аудиофилов, живущих в постоянном поиске своего звука. Мы же, так уж получилось, впервые обратили свой взор на V 16 Single Ended при тестировании флагманских наушников компании Audio-Technica, роскошных ATH-L5000 – и были покорены звучанием получившегося комплекта.

Волшебный звук в наушниках

Столь уникальный и дорогой компонент, как Octave V 16 Single Ended, достоин самых высококлассных партнёров по системе. При тестировании в качестве источника использовались SACD-проигрыватель Esoteric X-03 и ЦАП Merging+Player с программным плеером Roon на борту. Оба аппарата располагают балансными выходами, а V 16 – входом, и именно такое подключение, как показало прослушивание, обеспечивает лучшее качество звучания: более масштабную, наполненную воздухом сцену, повышенную детальность, глубину и проработку басового диапазона. Это верно как для наушников, так и для колонок в качестве подключенной к усилителю АС.

С первыми этот Octave проявил себя наилучшим образом. Помимо Audio-Technica ATH-L5000 в ходе тестирования использовались и другие высококлассные модели: Focal Clear, Sennheiser HD 800S и Sennheiser HD 820. Все они поддерживают балансное подключение и комплектуются необходимыми кабелями, тем не менее усилителей для наушников с соответствующими выходами на рынке не так уж много. А прибавка в качестве звука, как показывает опыт с V 16, может быть весьма существенной. Звучание делается более плотным и в то же время более дотошным, при этом отменно организованным, проработанным и контролируемым. Тональный баланс безупречен, никакой окраски от усилителя не поступает, а на первый план выходят характерные особенности самих наушников.

Все они демонстрируют огромное акустическое пространство с чётко сфокусированными образами инструментов и солистов. Звучание слаженное, естественное, весьма благородное. Тембральная насыщенность высока, что делает подачу музыкального материала достоверной и естественной.

Крупные формы, к примеру «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза, не вызывают у усилителя и всех перечисленных выше наушников High-End-класса ни малейших затруднений. Группы оркестра отменно прописаны, им всем достаточно места на просторной сцене. Контрабасы не просто образуют басовый фундамент, но и чётко различимы со своими струнными текстурами. Верха подвижные, разнообразные и округлые; переборы арфы проплывают над оркестром. «Сцена казни», пятая часть симфонии, производит сильное впечатление: динамика стремительная, барабаны бьют упруго и со взрывной атакой.

В закромах сервиса Tidal нашелся замечательный тестовый трек – Mefistofele: Act III- L’altra Notte in Fondo Al Mare из альбома Anna Netrebko. Verismo, начинающийся с очень тихой басовой линии, дополненной затем игрой всего оркестра и взлетающей вверх по частоте и уровню громкости вокальной партией. Со всеми участвовавшими в тесте наушниками V16 продемонстрировал точное, богатое, безупречное и весьма выразительное звучание, а голос солистки радовал глубокими грудными нотами и звонкими, поразительными в плане динамики колоратурами.

С какими-то из них исполнение иначе как потрясающим и не назовёшь, с другими звучание оказалось более открытым, c третьими – более насыщенным, но прослушивание со всеми упомянутыми выше моделями доставило массу удовольствия и не вызвало никаких нареканий.

Чувствительность прежде всего

Подобрать колонки, с которыми Octave V 16 Single Ended так же легко справлялся бы, оказалось непростой задачей. Прежде всего, если, конечно, вы не планируете организовать с помощью АС только тихое фоновое прослушивание в небольшой комнате, следует приобрести батареи накопительных конденсаторов Black Box, а еще лучше Super Black Box. Эти аксессуары делают звучание V16 существенно лучше по всем статьям – детальнее, воздушнее, энергичнее, естественнее.

Octave Super Black Box)Этот аксессуар существенно улучшает звучание подключенных колонок

Производители акустики в настоящее время не стремятся разрабатывать модели с высокой чувствительностью, ведь выходная мощность полупроводниковых усилителей редко бывает меньше 50 Вт на канал, да и для ламповых теперь 100 Вт (на 8 Ом) не предел. Из брендов, у которых можно поискать подходящие колонки, на память приходит KLH — их Model Five имеет чувствительность выше 90 дБ.

Из наших экспериментов с имеющимися под рукой колонками можно сделать вывод, что именно этот параметр критичен при подборе акустики для V16.

Мы попробовали подключить к усилителю маленькие полочники с коаксиальным динамиком и портом фазоинвертора на передней панели Penaudio 6.6 CX 20th Anniversary Limited Edition (чувствительность 83 дБ). Их можно установить на небольшом расстоянии от слушателя, к примеру, на столе или полке. Звучание получается весьма качественное и приятное – с четкой сценой, отменной фокусировкой, воздушностью, детальностью и слаженностью. Такой музыкальный материал, как альбомы J’ai Deux Amours Ди Ди Бриджуотер, Time Out квартета Дейва Брубека или композиции группы Dire Straits из CD Brothers in Arms подаются вполне приемлемо и доставляют немало удовольствия. Звук тонально сбалансированный, проработанный, быстрый, и лишь лёгкий оттенок гулкости в середине выдает ламповую природу усилителя.

Однако Mefistofele: Act III- L’altra Notte in Fondo Al Mare оказывается такой системе не по зубам: вы либо не услышите начала, либо получите полный набор нелинейных искажений на колоратурах А. Нетребко.

АС с большей чувствительностью (86 дБ) Penaudio Lumi справляются с этим треком гораздо лучше, хотя небольшой призвук сопровождает вокал на всем протяжении арии. Но от ламповых усилителей обычно не ждут абсолютной точности, в них ценят особый характер звучания.

Даже габаритные напольные колонки с высокой чувствительностью вполне могут сработаться с V 16 Single Ended (при содействии Super Black Box), в чём мы также смогли убедиться в процессе тестирования.

И наконец, несколько слов об этом усилителе Octave в роли предусилителя. Мы не увидели особых преимуществ от замены предусилителя Plinius RM-10 на V16 в комплекте с Plinius RA-300, но допускаем, что страстные аудиофилы найдут применение и функции Pre Out; к примеру, трифоник с ламповым усилителем – это интригует!

Подводим итоги

Octave V 16 Single Ended (Pre Out) – функционально гибкий ламповый интегральник, предназначенный для истинных аудиофилов и их тонкой, тщательной и творческой работы со звуком. У нас же в памяти он останется, прежде всего, как превосходнейший усилитель для самых высококлассных наушников.




Вся техника была протестирована в шоурумах Аудиомании
Как мы тестируем Hi-Fi-компоненты

октябрь 2022 г.

Этот обзор прочитали 2 145 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий