«Мы вас услышали»: необычные аудиотехнологии в ритейле

Покупатели давно привыкли к тому, что во многих магазинах их сопровождает музыка. Музыкальные системы — это, пожалуй, самый распространенный способ использования аудиотехнологий в ритейле. Распространенный, но не единственный. В этой статье мы расскажем о необычных аудиотехнологиях, которые уже приходят в мир ритейла.




Фото: Freeimage4life | Flickr | PD

«Слежка» за работниками

Ритейлеры уже давно научились использовать аудиосистемы не только для воспроизведения музыки, но и для записи происходящего в магазинах. Например, чтобы убедиться в корректной работе продавцов и отсутствии неловких ситуаций с покупателями.

Крупнейшая торговая сеть Walmart этим летом запатентовала систему сбора и анализа данных из кассовой зоны. Она полагается на датчики, которые могут записывать разговоры продавцов и покупателей. Второй компонент системы — модуль распознавания речи.

Благодаря нему ритейлер сможет получать «расшифровки» этих разговоров и ранжировать кассиров по качеству обслуживания — в перспективе работники, которые забывают здороваться с клиентами или грубят им, будут получать низкие рейтинги.

Технология способна распознавать не только речь, но и различные звуки. Так ритейлер сможет убедиться, что кассиры пробивают все товары, но и это еще далеко не все. Система сможет установить, как далеко от кассовой зоны стоит человек в очереди. Эта информация может использоваться для запуска новых касс, чтобы покупателям не приходилось ждать.

Пока в Walmart не представили практическую реализацию технологии. Однако компания уже столкнулась с критикой по поводу вторжения в частную жизнь работников и неэффективности системы — возможно, кассиры будут нервничать и работать менее продуктивно, зная, что любое их действие будет проанализировано именно таким образом.

Заказ товаров и помощь в шопинге

Популярность цифровых помощников растет. Только в США «умные» колонки есть у 18% взрослого населения. Хотя большинство американских потребителей никогда не осуществляло покупку посредством таких помощников, как Google Assistant и Alexa, почти четверть пользователей таких устройств уже делала это.


Фото: Lali Masriera | Flickr | CC BY

Бизнес во всю экспериментирует с заказами через помощников. Starbucks, например, позволяет заказать кофе с помощью Alexa. Ритейлеры не отстают от этого тренда. Американская сеть супермаркетов Kroger в этом году открыла возможность онлайн-заказа посредством Google Assistant. Walmart внедрил такую опцию еще раньше, синхронизировав заказ со службой доставки Google.

Еще один сценарий использования голосовых помощников — это помощь покупателям внутри магазинов. В прошлом году было предложено решение на базе Alexa, которое настраивается под определенную торговую точку, ассортимент и расположение товаров. Покупатель может взаимодействовать с системой через «умную» колонку или приложение. Достаточно задать вопрос о товаре, а аудиоассистент подскажет, где найти его в магазине.

Новый способ оплаты товаров

В России культура бесконтактной оплаты в магазинах прижилась и растет благодаря многим факторам — это и относительно высокое проникновение мобильного интернета, и популярность смартфонов с NFC-чипами. Такая ситуация сложилась не во всех странах. Где-то оплату через NFC вытеснили платежи через QR-коды — например, в Китае или Индии.

Ритейлеры подстраиваются под привычки покупателей и предлагают удобные способы оплаты. Amazon под давлением этого тренда запустил в Индии систему Smile, которая позволяет провести оплату, отсканировав код. Местным жителям и ритейлерам удобно проводить безналичные платежи таким способом, поскольку он не требует POS-терминала, занимает несколько секунд, а главное — для этого не нужно иметь смартфон с NFC-чипом.

У QR-кодов в ритейле есть альтернатива — оплата с помощью звука. В Индии уже есть несколько стартапов, внедряющих аудиотехнологии в сферу платежей. Один из них — ToneTag. Работает это так: сведения о транзакции в виде звуковых волн передаются в зашифрованном виде с одного устройства на другое — с телефона покупателя на телефон продавца или POS-терминал. Устройство расшифровывает данные, и платеж проходит.


Фото: Kurt Bauschardt | Flickr | CC BY

Основное преимущество технологии заключается в том, что принимать платежи может любой телефон с микрофоном. Подключение к интернету не требуется. Главный минус — устройства должны находиться в непосредственной близости друг к другу. Есть и другие недостатки вроде возможных помех при связи устройств и потенциальных угроз безопасности. Однако разработчики платежных решений на основе звука заявляют, что их продукты не сильно уступают с этой точки зрения альтернативным инструментам бесконтактной оплаты. Поэтому вполне вероятно, что оплата с помощью звука может прижиться в странах, где NFC и QR-коды не пользуются популярностью.

Ритейлеры во всем мире сегодня сталкиваются с растущими ожиданиями технологически подкованных покупателей. Клиенты привыкли к инновациям в онлайне, поэтому ждут чего-то прорывного и в офлайн-шопинге. Учитывая это, можно предположить, что розничные магазины в будущем будут активно внедрять виртуальных помощников и автоматизированные системы отслеживания очередей. В этом будущем аудиотехнологии, как показывают недавние патенты и разработки, сыграют не последнюю роль.

Что еще интересного у нас есть по теме:
Эту статью прочитали 6 443 раза
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий